Презентация на тему "Особенности сельской школы"

Презентация: Особенности сельской школы
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Особенности сельской школы" для студентов в режиме онлайн с анимацией. Содержит 32 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Особенности сельской школы
    Слайд 1

    Особенности организации образовательного процесса в сельской школе Л.В.Байбородова Зав. кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им.К.Д.Ушинского, доктор педагогических наук, профессор pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Особенности сельской школы определяются: удаленностью от районных и городских центров; экономикой и перспективами села, состоянием местного производства; численностью учащихся; особенностями культурного, исторического наследия, природного окружения ближайшего социума

  • Слайд 3

    Общие тенденции, характеризующие современную сельскую школу: сокращение числа учащихся и переход ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных и малокомплектных; принятие сельской школой на себя дополнительных функций – экономической, социальной и моральной защиты детей; усиление влияния школы на сохранение и развитие села; усиление влияния состояния местного производства на судьбу сельской школы

  • Слайд 4

    Специфика сельского социума социокультурная среда села консерва-тивна, устойчива и традиционна; целостность национального самосоз-нания, внутреннее духовное богатство, уважительное отношение к Родине и природе; ограниченность опыта общения детей;

  • Слайд 5

    Специфика сельского социума развитие народного искусства; низкий уровень образования и культуры сельского населения; ограниченность возможностей для культурного роста; природная среда приближена к людям, включена в жизнь и быт людей

  • Слайд 6

    Проблемы организации образовательного процесса загруженность учащихся бытовым трудом; занижение требований детей к своему развитию и образованию; низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы и большой загруженностью учителей; отсутствие в большинстве сел специалистов учреждений ДО, что затрудняет удовле-творение образовательных потребностей детей и родителей;

  • Слайд 7

    Проблемы организации образовательного процесса необходимость организации психолого-педагогической и социальной поддержки разных категорий детей, в том числе с особыми потребностями и проблемами в развитии при отсутствии специалистов коррекционных учреждений на селе, психологов, социальных педагогов и других специалистов; ограниченность, обедненность социальных контактов школьников, что затрудняет успешность их социализации; большая степень ответственности сельской школы за организацию летнего отдыха детей, планирование каникулярного времени школьников; ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона и др.

  • Слайд 8

    Благоприятные условия организации образовательного процесса тесные связи школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного процесса; систематическое освоение обучающимися опыта практического сельскохозяйственного труда; непосредственная близость детей к живой природе, тесное взаимодействие с окружающим миром; возможность интеграции средств учебной и внеучебной деятельности; значение в воспитании детей общественного мнения селян, местных традиций

  • Слайд 9

    Положительные стороны малочисленности возможность индивидуализации образовательного процесса, проектирования индивидуального образовательного маршрута, программы, плана; интенсивность межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися; возможность каждому ребенку проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий; благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших;

  • Слайд 10

    Положительные стороны малочисленности знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между взрослыми и детьми, формируется атмосфера многодетной семьи; реальность развития школьного и детского самоуправления; возможность коллективной выработки решений, доступность каждому ребенку и родителю принять участие в обсуждении школьных проблем

  • Слайд 11

    Малочисленность контингента детей малокомплектные школы учебная деятельность детей организуется в разновозрастных группах, объединяющих одновременно более двух классов

  • Слайд 12

    Особенности малокомлектной школы создание разновозрастных групп для организации учебной и внеурочной деятельности детей; одновременное обучение детей по нескольким образовательным программам; необходимость организации самостоятельной деятельности детей; мобильность и высокий уровень импровиза-ции при организации образовательного процесса; высокий уровень интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей и др.

  • Слайд 13

    Проблемы сельских детей в сравнении с городскими низкий уровень организаторских и коммуникативных умений, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, неадекватная самооценка, конформизм, низкий уровень мотивации учения, самостоятельности в принятии решений, трудности в общении с новыми людьми и затруднения при адаптации в новых условиях

  • Слайд 14

    Проблемы при реализации ФГОС НОО

  • Слайд 15

    Кадровое обеспечение Проблемы Механизмы, пути решения 1.Неподготовленность выпускников вузов, педколледжей к работе в условиях малочисленных и малокомплектных школ 1.Целевой набор выпускников сельских школ. 2.Введение спецкурсов “Воспитание и обучение в сельской и малокомплектной школе”. 3.Организация педагогической практики в сельских школах, выполнение целевых дипломных работ по заказу сельской школы 2.Ограниченные возможности повышения квалификации с учетом проблем сельской и малокомплектной школы 1.Разработка специальных программ, модулей для повышения квалификации учителей сельских и малокомплектных школ. 2.Проведение курсов повышения квалификации на базе муниципальных районов. 3.Создание стажерских площадок на базе школ под руководством опытных педагогов. 4.Организация работы проблемных групп педагогов для оказания методической помощи и подготовки тьюторов. 3. Отсутствие специалистов по отдельным предметам и для организации внеурочной деятельности сельских школьников 1.Создание передвижных педагогических коллективов на базе муниципального района, выезжающих поочередно в сельские школы для организации учебных занятий и организации внеурочной деятельности детей. 2. Обмен специалистами и обучение детей с “погружением” по отдельным предметам. 3.Использование интернет-ресурсов, электронных носителей.

  • Слайд 16

    Кадровое обеспечение Проблемы Механизмы, пути решения 4.Отсутствие специалистов медико-психолого-педагогического сопровождения детей, в т. ч. с ОВЗ 1.Создание Центров поддержки сельских школ на базе муниципальных районов (работа по графику и плану, составленному с учетом заказа школы на такие услуги). 2. Помощь специалистов опорных школ 5. Неподготовленность пед.кадров к выполнению должностных обязанностей в связи с новыми квалификационными характеристиками и, как следствие, не готовых к введению ФГОС. 1.Разработка вариантов примерных ООП для сельских школ с учетом региональных, национальных, этнокультурных особенностей, а также примерных рабочих программ по учебным предметам с учетом УМК, приемлемых для специфики сельской школы. 2. Разработка альтернативных форм повышения квалификации для учителей и руководителей сельских школ, в т.ч. используя возможности межрегиональных сетевых структур 6. Увеличение внеаудиторной нагрузки учителей нач. кл. в связи с участием в разработке основной образовательной программы (ООП)‏ 1. Разработка вариантов примерных ООП для сельских школ с учетом региональных, национальных, этнокультурных особенностей, а также примерных программ по учебным предметам с учетом УМК, наиболее приемлемых для специфики сельской школы.

  • Слайд 17

    Финансовое и материально-техническое обеспечение Проблема Механизмы, пути решения 1.Ограниченность средств при душевом финансировании 2.Слабая материально-техническая база, недостаточность средств для ее развития 1.Повышение регионального коофициента норматива финансирования сельских школ. 2.Поддержка из местных бюджетов. 3.Оптимальное использование кадровых ресурсов за счет гибкого планирования учебной и внеурочной деятельности. 4. Привлечение местных специалистов предприятий и организаций, родителей, выпускников для организации образовательного процесса, внеурочной деятельности. 5. Объединение ресурсов кадровых и материально-технических средств ближайших школ (создание ассоциаций школ, опорных школ района и др.) - сетевое взаимодействие. 6. Использование кадровых и материально-технических ресурсов ближайших учреждений и предприятий. 7. Принятие целевых подпрограмм финансовой поддержки развития сельских школ, являющихся социокультурными центрами на селе. 8. Создание многофункциональных центров на селе, выполняющих одновременно образовательные и социокультурные функции.

  • Слайд 18

    Информационное обеспечение Проблемы Механизмы, пути решения 1. Недостаточное освещение позитивного опыта введения ФГОС 1. Разработка и проведение специальных мероприятий, обеспечивающих включение общественности, родителей в процесс обсуждения целей, требований, результатов введения ФГОС на базе школы и вне школы («круглых столов» и пр.)‏ 2. Использование сети-Интеренет для установления связи с другими школами, имеющими опыт перехода на ФГОС («родительский телемост» и пр.)‏ 2. Неготовность школ к принятию основной идеи ФГОС как общественного договора по реализации выявленных и согласованных требований, предъявляемых к образованию: семьей, обществом (сельским социумом), государством (социального заказа). 1. Разработка методического инструментария по выявлению социального заказа на образование конкретного социума (сельского поселения, муниципального района)‏

  • Слайд 19

    Организационное обеспечение Проблемы Механизмы, пути решения 1. Отсутствие опыта привлечения органов государственно-общественного управления сельской школой к проектированию ООП (части, формируемой участниками образовательного процесса), проведении внешней оценки деятельности школы (педагогов)‏ 1. Использование возможностей проектирования ООП на уровне органов государственно-общественного управления сетевых структур (например, опыт разработки ООП школьного округа как общей согласованной программы для всех школ, входящих в школьный округ)‏ 2. Недостаточность потенциала сельской школы для построения вариативно-интегрированной образовательной среды (учебного плана, внеурочной деятельности), реализующей системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса с учетом потребностей и запросов обучающихся, родителей (семьи)‏ 1. Отработка механизма согласования потребностей и взаимных обязательств субъектов образования по реализации социального заказа на основе: - договора на оказание образовательных услуг между школой и родителями; - договора на оказание образовательных услуг между школой и другими учреждениями социума (дополнительного образования детей, культуры и пр.); 2. Создание дистанционных центров на базе ресурсных школ; 3. Компьютерное обеспечение учащихся и его учителя; 4. Разработка комплексного подхода к обеспечению внеурочной деятельности; 5. Разработка модели организации внеурочной деятельности на основе созданной модели интегративного типа (социокультурного комплекса, культурно-образовательного объединения, школьного округа и др.)‏ 3. Недостаточность (отсутствие) опыта управления введением инноваций, имеющих комплексный характер (в т.ч. ФГОС)‏ 1. Разработка и реализация исследовательских проектов (региональных, межрегиональных) на базе школ - стажерских площадок по отдельным направлениям введения ФГОС (например, исследовательский проект лаборатории «СШ» по теме «Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях малочисленной сельской школы»). 2. Проведение независимых мониторинговых исследований по оценке влияния изменений в условиях организации образовательного процесса на образовательные результаты (личностные, социальные)‏

  • Слайд 20

    Нормативно-правовое обеспечение  Проблемы Механизмы, пути решения 1. Отсутствие опыта разработки локальных правовых норм, регламентирующих самостоятельность школ по введению ФГОС (распределение полномочий органов управления по разработке и утверждению основной образовательной программы, учебного плана; распределение обязанностей по организации внеурочной деятельности и пр.)‏ 1. Создание консультационных (консалтинговых) центров при органах, осуществляющих функции управления в сфере образования, научно-методических структурах по правовому сопровождению введения ФГОС. 2. Разработка модельных вариантов нормативных правовых актов, учитывающих специфику организации образовательного процесса в сельских школах (в частности, обучение в разновозрастных группах и др.). 2. Сложность разработки соглашений по созданию объектов инфраструктуры села, материальная база которых соответствовала бы требованиям к минимальной оснащённости учебного процесса (положения о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре и др.). 1. Разработка примерных вариантов соглашений по созданию объектов инфраструктуры села с учётом требований к минимальной оснащённости учебного процесса (метод.рекоменд.). 2.Юридическая и научно-методическая экспертиза на региональном уровне локальных актов пилотных школ для использования другими учреждениями.

  • Слайд 21

    Научно-методическое обеспечение  Проблемы Механизмы, пути решения 1. Учебники в основном ориентированы на обучение городских детей и в классном коллективе. В содержании материала слабо отражены (или не отражены)проблемы сельского образа жизни. 2. Недостаточно методических пособий и материалов по организации обучения с учетом специфики сельской школы 3.Отсутствуют программно-методические материалы по организации обучения в разновозрастных группах малокомплектных и малочисленных школ 4.Потребность в научно-методическом сопровождении дистанционного обучения в сельской малокомплектной школе. 5. Недостаточно разработаны вопросы организации внеучебной деятельности сельских детей 6. Научно-методические разработки по решению проблем сельской школы, имеющиеся в регионах, специально не обобщаются, являются не доступными для широкого использования 1.Разработка проектов по научно-методическому обеспечению сельской, малочисленной и малокомплектной, школы на федеральном и региональном уровне. 2. Создание межрегиональных научно-методических центров “Педагогика сельской школы”. 3.Организация деятельности научно-исследовательских региональных лабораторий, разрабатывающих проблемы, выявленные на основе изучения проблем деятельности педагогов и учащихся. 4.Обобщение имеющихся научно-методических материалов по проблемам деятельности сельской школы, их обновление с учетом ФГОС и распространение среди педагогов сельских школ. 5.Привлечение специалистов, передовых педагогов-практиков к разработке научно-методического обеспечения деятельности сельских школ в условиях ФГОС НОО. 6.Издание методической литературы по организации образовательного процесса в сельской, в том числе малокомплектной, школе на федеральном и региональном уровне.

  • Слайд 22

    Организационно-педагогические проблемы 1. Удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей при отсутствии культурно-образовательных центров на селе, специалистов дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения. 2.Преодоление излишней опекаемости и подавления детей в малочисленном классе. 3.Организация учебного процесса в разновозрастной группе, где ведется обучение детей из разных классов и по разным образовательным учебным программам, а в данный момент и по разным стандартам. 4.Организация разносторонней внеурочной деятельности детей, если в школе обучаются менее 40-50 учащихся, при этом школа удалена от районного центра. 5.Оптимальное, продуктивное использование образовательных и социальных ресурсов села при организации образовательного процесса. 6. Расширение сферы социальных связей ребенка для обеспечения его успешной социализации и др.

  • Слайд 23

    Организация учебной деятельности 1.Формирование временных и постоянных разновозрастных групп в малочисленной и малокомплектной школе с учетом: -оптимального возрастного диапазона детей; -специфики предмета; -особенностей содержания ученого материала; -количества учащихся в классах (оптимально 10-12 школьников в группе). 2. Организация обучения в разновозрастных группах учащихся с учетом следующих принципов: -интеграции и дифференциации задач, содержания, форм совместной деятельности детей в разновозрастных группах; -взаимообучения детей; -педагогизации учебной деятельности обучающихся; -регулирования взаимодействия детей разного возраста и др.

  • Слайд 24

    3.Организация самостоятельной работы учащихся в малочисленных классах, обучение по индивидуальным планам и программам. 4. Гибкое планирование учебного процесса, предусматривающее мобильную перестройку образовательного процесса в зависимости от содержания учебного материала предметов, возможности интеграции учебной и внеурочной деятельности детей по учебному предмету, использования ресурсов интернет и учебного телевидения, проведения занятий вне школы и др. 5. Организация дистанционного обучения на базе ресурсных школ при отсутствии кадров и для поддержки учителей малокомплектных школ. 6. Проведение ряда занятий на базе опорных школ или ресурсных центров. Организация учебной деятельности

  • Слайд 25

    Модели организации внеурочной деятельности школа продленного дня — единая комплексная программа внеурочной деятельности; школа полного дня — единая программа воспитывающей деятельности в урочное и внеурочное время; школа-комплекс— объединение субъектов воспитания для реализации образовательного процесса на основе единой программы; ассоциация школ — объединение ресурсов школ МР и субъектов воспитания МР на основе комплексной программы нескольких учреждений; социально-педагогический комплекс

  • Слайд 26

    Модели по уровню связей образовательного учреждения со средой а) школа использует собственные ресурсы для организации внеурочной деятельности сельских школьников; б) школа привлекает специалистов из других образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, специалистов различных организаций; в) школа объединяет свои ресурсы с ресурсами других учреждений или организаций для проведения внеурочной деятельности детей, взаимно используя кадровые и материальные ресурсы друг друга

  • Слайд 27

    Организация внеурочной деятельности Школа районного центра, где имеются культурные и спортивные учреждения, ПУ, действующие предприятия и другие школы. Таких сельских школ немного и у них есть возможность ориентироваться на модели с высоким уровнем интеграционных процессов и связи с окружающей средой. Школы такого типа близки по условиям финансирования внеурочной деятельности к городским и могут выбирать те модели, где возможно привлечение специалистов к организации внеурочной работы, организация кружков на базе этих учреждений.

  • Слайд 28

    Организация внеурочной деятельности Школа поселковая, где есть действующий спортивно-оздоровительный или культурный центр и можно привлекать специалистов этих учреждений и использовать их базу. В этом и предыдущем случае могут быть созданы школа полного дня, школа-комплекс, школа-клуб и др.

  • Слайд 29

    Организация внеурочной деятельности Школы малочисленные, в т. ч. малокомплектные,удаленные от районных и культурных центров, но расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. Возможно: а) создание ресурсного центра на базе одной из сельских школ для организации внеурочной деятельности учащихся нескольких близлежащих школ, где отсутствуют кадровые и материальные возможности для полноценной воспитательной работы; б) организация внеурочной деятельности в ассоциации сельских школ, где внеурочное время детей организуется по единой программе на базе опорной школы или на базе всех школ, в зависимости от ресурсов каждой школы и ее социума.

  • Слайд 30

    Малочисленные и малокомплектные школы, удаленные от культурно-образовательных центров, других школ могут рассчитывать только на собственные возможности и ресурсы ближайшего социума. Варианты построения внеурочной деятельности сельских школьников: - проведение различных ключевых дел, охватывающих всех детей и предоставляющих возможность участвовать учащимся в различных видах внеурочной деятельности на этапе подготовки и проведения этих дел; - создание творческого коллектива при наличии педагога-специалиста, местного умельца, увлеченного человека, объединяющего весь школьный коллектив, а возможно и жителей, совместным и индивидуальным творчеством в различных видах деятельности; - проведение проблемно-тематических дней на основе интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей; - создание детской общественной организации, которая предусматривает включение детей в различные виды деятельности; - организация внеурочной деятельности детей через общешкольные дела, кружки, руководителями которых являются учителя, жители, родители и др.

  • Слайд 31

    Развитие социальных связей сельских школьников использование возможностей самой школы; развитие взаимодействия детей и родителей; использование внешней среды школы

  • Слайд 32

    Спасибо за внимание! Кафедра педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д.Ушинского pedtechno@mail.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке