Содержание
-
МБДОУ МО «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №186 «Веснушка»Семинар «Социально-педагогическая работа по коррекции отклонений в поведении дошкольников, обусловленных неблагополучием семейного воспитания»«Работа с семьей в трудной жизненной ситуации»
Калинина Мария Ивановна, социальный педагог, 1 кв.кат. 10.04.2014 г.
-
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
-
Семья социального риска – разновидность семьи, которая не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций, оказывается подвержена негативным воздействиям социальных факторов. Факторами риска, обусловливающими особенности такого рода семей, являются: - особенности ее структуры, - искаженный характер социального взаимодействия между членами семьи. Семьи группы социального риска – семьи, в которых родители не исполняют обязанностей по содержанию, воспитанию своих детей, ведут асоциальный образ жизни (не работают, употребляют наркотики, спиртные напитки), допускают жестокое обращение с детьми (физическое, психологическое, пренебрежение нуждами). Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
-
Неблагополучная семья –
это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
-
Какими бывают неблагополучные семьи?
1 группа внешне неблагополучныесемьи: Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие). Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).
-
Асоциальные семьи - наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. Аморальные семьи - это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризуются алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимаются воспитанием и обучением детей, не обеспечивают необходимых безопасных условий жизни Антисоциальные семьи - характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних.
-
Семьи с открытой формой неблагополучия
проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.
-
Какими бывают неблагополучные семьи?
2 группа семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
-
Внутренне неблагополучные семьи
Недоверчивая семья Дети в легкомысленной семье Хитрая семья Семьи, ориентированные на успех ребенка Псевдовзаимные семьи Псевдовраждебные семьи
-
Семьи состоятельных людей Семьи известных людей Пограничные семьи Семьи с детьми – инвалидами Семьи с нарушением структуры семейных ролей
-
Неполные семьи и их типы
Разведенная семья Осиротевшая семья Мать-одиночка с ребенком
-
Типология семьи по типу воспитательных ошибок
С попустительско - снисходительным стилем воспитания С позицией круговой обороны воспитания С демонстративным стилем С педантично-подозрительным стилем С жестоко-авторитарным С увещевательным стилем С отстраненно-равнодушным стилем С воспитанием по типу «кумир семьи» С непоследовательным стилем воспитания
-
Последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье
нарушение развития и отклонения в поведении детей; детская безнадзорность и беспризорность; побеги из дома; половая распущенность; правонарушения и преступная деятельность; алкоголизм; наркомания и токсикомания.
-
Отчего так трудно работать с неблагополучными семьями?
Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей; нехватка времени, отсутствие специалистов, недостаток необходимых навыков не позволяют педагогам с полной отдачей и с использованием современных социальных технологий и психологических знаний работать с семьёй; родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт с детским садом.
-
Алгоритм изучения семьи
Важно изучить: состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, разведены и т.д.); жилищно-бытовые условия; материальную обеспеченность; воспитательный потенциал семьи; характер взаимоотношений в семье: а) между взрослыми членами семьи; б) между другими членами семьи и ребенком; в) позицию ребенка в семье; г) отношение ребенка к родителям.
-
Алгоритм работы с неблагополучной семьёй
1 этап. Изучение семьии осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб соседей. 2 этап. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи. 3 этап. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни. 4 этап. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов. 5 этап. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций. 6 этап. Изучение личностных особенностей членов семьи. 7 этап. Составление карты семьи. 8 этап. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями. 9 этап. Составление программы работы с неблагополучной семьёй. 10 этап. Текущие и контрольные посещения семьи. 11 этап. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
-
Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб. Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них все то, чему их учит...
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.