Содержание
-
Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, состоящими на учете в едином банке данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и их семьях
-
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери В.А.Сухомлинский
-
Семья-
это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами родителями и детьми, детей между собой. Педагогическая энциклопедия
-
Практикум.
КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ?
-
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Утратились представления о смысле семьи. Выросло количество разводов. Разрыв поколений. В обществе отсутствует единое представление о правильном воспитании детей. Усложнилось поле отношений семьи со школой. Изменилось функциональное и символическое значение денег в российском обществе. Отсутствуют институты семейного психолога.
-
Семья -
Какие функции реализует семья? это система, реализующая ряд важнейших социальных функций :
-
Социальные функции семьи.
СЕМЬЯ репродуктивная воспитательная Хозяйственно- экономическая Восстановительная регулятивная социализации коммуникативная досуговая эмоциональная Социально- статусная Социального самоопределения духовная
-
Практикум.
Определите содержание каждой из функций семьи.
-
Феликсологическая функция семьи
связана с воспитанием счастливого человека, формированием успешности и самоутверждения.
-
Параметры качества семьи:
Социально – культурный. Социально - экономический . Технико-гигиенический. Демографический.
-
Под семейным воспитанием понимается
вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих взаимодействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи. Селевко Г.К.
-
Типы семей:
нормально функционирующие - семьи, ответственно выполняющие свои основные функции, вследствие чего удовлетворяются основные потребности и обеспечивается жизнедеятельность как семьи в целом, так и каждого ее члена, в отдельности. дисфукциональные удовлетворение потребностей оказывается нарушенным, что негативно сказывается всех сферах ее жизнедеятельности, а также препятствует реализации личностного потенциала отдельных членов семьи
-
Критерии, определяющие благополучие и социально-психологическое здоровье семьи
• Наличие обоих родителей, состоящих в легитимном (юридически оформленном) браке, и детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений. • Духовно-нравственное благополучие. • Медицинское благополучие. • Социально-бытовое благополучие. • Материальное благополучие. • Отсутствие хронических семейных конфликтов. • Удовлетворенность браком, отношениями в нем. • Единый подход к воспитанию детей со стороны родителей. • Здоровый семейный образ жизни.
-
Классификация типов семей( по принципу нравственно- педагогического потенциала (Гуров В.Н.)
Благополучные: педагогически грамотные; позитивно ориентированные Неблагополучные конфликтные; Педагогически несостоятельные; Аморальные.
-
Категории неблагополучных семей малообеспеченные кризисные асоциальные
-
Причины возникновения неблагополучных семей
пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр); возникновение на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие у семьи крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги детей из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
-
Неблагополучные семьи:
Открытая форма неблагополучия конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные Скрытая форма неблагополучия ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями
-
Принципы работы с неблагополучной семьей
соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (Конвенция о правах ребенка, ст.3); максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство; защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «право знать своих родителей, право на их защиту, право на совместное с ними проживание» (Семейный кодекс, ст.54); тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д.
-
Направления работы педагога с неблагополучной семьей
1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска». 2. Социально педагогическая поддержка ребенка попавшего в трудную жизненную ситуацию. 3. Гармонизация взаимоотношений между ребенком и родителями, воспитание толерантности. 4. Разработка индивидуального маршрута социально педагогической поддержки семьи.
-
Формы и методы работы с неблагополучными семьями
-
-
-
Диагностика внутрисемейных отношений
- тест "Незаконченное предложение" (Н.Е. Щуркова), позволяющий определить отношения ребенка к своей семье; - графический тест (Н.Е. Щуркова) помогает наглядно увидеть степень общения ребенка в социуме; - тест "Пытаетесь ли вы понять своего ребенка? " (Р.В. Овчарова) позволяющий определить тип семейного воспитания; - тест "Достаточны ли ваши контакты с детьми? " (Р.В. Овчарова) помогает оценить, насколько налажены взаимоотношения в семье.
-
-
-
-
Программа «Семейное благополучие»
Цель: оказание комплексной социально-педагогической помощи неблагополучным семьям Задачи: Изучение и диагностика семейного неблагополучия Формирование социальных навыков Оказание социальных услуг Активизация эффективности социально-ролевого поведения в процессе построения детско-родительских отношений Формирование установок на ведение здорового образа жизни Обеспечение отдыха, оздоровление и медицинского обслуживания Оказание психолого-педагогической помощи
-
-
Социально-правовой блок «Мы и наше общество»
Цель: восстановление неблагополучной семьи в ее правах и обязанностях. Действия: -сбор информации и ее анализ, определение социального статуса семьи, диагностика наличия форм девиантного поведения у членов; -работа с почтовым ящиком « Ваши вопросы» -беседа юридического консультанта « Семья и закон» -библиотечная выставка « Негативное влияние неблагополучной семьи на воспитание детей» -консультация специалиста по социальной работе « Социальные гарантии семье» -викторина для подростков « Поступки и проступки»
-
Социально-медицинский блок «Мы и наше здоровье»
Цель: создание благоприятной обстановки в неблагополучной семье через оздоровление каждого ее члена. Действия: -анализ сопровождающих документов, первичный медицинский осмотр; -ежедневная консультация школьного врача; -курс занятий в зале лечебной физкультуры «В здоровом теле»; -медицинский всеобуч для родителей « Здоровье всей семьи»; -сказки для самых маленьких о здоровом образе жизни.
-
Социально-психологический блок «Семейные отношения»
Цель: гармонизация семейных отношений в неблагополучной семье. Действия: -диагностика характера внутрисемейных отношений; -психологическая консультация по проблемам семейных отношений; -курс «тренинг личностного роста» -семейный клуб ( помощь в укреплении внутрисемейных отношений); -беседа семейного консультанта « Азбука семейных отношений»; -выступление агитбригады.
-
Социально-педагогический блок «Мы и наши дети»
Цель: восстановление воспитательного потенциала неблагополучной семьи как важного условия гармоничного развития личности ребенка. Действия: -психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений; -лекции для родителей «Я и мой ребенок-поиск взаимоотношений»; -посиделки для мам; -творческая выставка семейных работ; -конкурсная программа «Дочки-матери». -тренинги на формирование атмосферы доверия.
-
Социально-трудовой блок «Мы и наша работа»
Цель: полноценная профессиональная реализация личности. Действия: -экскурсия по комплексу для детей «В мире профессий». -викторина для школьников «Люди труда»; -библиотечная выставка «Кем быть?»; круглый стол «Как добиться успеха?».
-
Социально-досуговый блок «Мы и наше свободное время»
Цель: организация семейного отдыха. Действия: -работа кружков по интересам; -музыкально-развлекательная программа «Таланты и поклонники»; -конкурсная программа «Семейный праздник»; -музыкальный круглый стол «Застолье»; -беседа «Бытовые обрядовые праздники».
-
Ожидаемые результаты:
-оказать комплексную социально-педагогическую помощь неблагополучным семьям; -повысить уровень социальной защищенности; -снизить численность неблагополучных семей; -актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неблагополучной семьи с другими социальными институтами; - присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций; - улучшить психологическое здоровье детей и взрослых из неблагополучных семей; - повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры; - проверить эффективность используемых методов и форм в социально-педагогической работе с неблагополучными семьями.
-
Советы педагогам и родителям:
Если- ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть- ребенка высмеивают, он становится замкнутым- ребенка хвалят, он учится быть благородным- ребенка поддерживают, он учится ценить себя- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины- ребенок растет в терпимости, он учится понимать других- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей- ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным- ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.