Презентация на тему "Психологические основы ФГОС. Дошкольное образование" для детей

Презентация: Психологические основы ФГОС. Дошкольное образование
Включить эффекты
1 из 44
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Психологические основы ФГОС. Дошкольное образование"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 44 слайдов. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по педагогике для детей 5 лет. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Психологические основы ФГОС. Дошкольное образование
    Слайд 1

    Психологические основы ФГОС. Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования

  • Слайд 2

    Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.

  • Слайд 3

    Основания для модернизации системы образования

  • Слайд 4

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Приказ МОиН РФ от 17октября 2013 г. № 1155 Профессиональный стандарт педагога (Рабочая версия для общественно-профессионального обсуждения)

  • Слайд 5

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

    5 Дошкольное образование – уровень общего образования и неотъемлемая часть системы непрерывного образования Федеральный государственный образовательный стандарт Вариативные примерные основные образовательные ПРОГРАММЫ Экспертиза ПРОГРАММ Реестр ПРОГРАММ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Слайд 6

    Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком (Л.С. Выготский) В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Глава 2,ст.10, п.4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Слайд 7

    7 Общие положения

  • Слайд 8

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияПриказ МОиН РФ № 1155 от 17октября 2013 г.

    Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка.

  • Слайд 9

    Основные принципы ФГОС дошкольного образования

    Поддержка разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Уважение личности ребенка. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, нации, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в т.ч. ограниченных возможностей здоровья)

  • Слайд 10

    Профессиональный стандарт педагога 20 сентября 2013 Совет по профессиональным стандартам Минтруда РФ

    Возможное наименование должности: - Педагог (воспитатель) дошкольного образования - Воспитатель Необходимые умения: - Демонстрировать знание предмета и программы обучения. - Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. - Уметь объективно оценивать знания учеников на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. - Уметь разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии. - Использовать и апробировать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников. - Владеть ИКТ компетенциями.

  • Слайд 11

    С 1 сентября 2013 года в РФ работает 56,4 тысячи детских садов, из них 29,3 тысячи – в городах и посёлках городского типа, 27,1 тысяча – в сельской местности.

  • Слайд 12

    «масштабы» дошкольного образования в РФ

    В целом по РФ дошкольное образование в различных формах получают 6,2 миллиона детей. С 1 января 2013 года численность детей, охваченных услугами дошкольного образования, увеличилась на 217 866 человек (3,1% от общего числа детей указанной возрастной категории). В 1022 негосударственных детских садах получают дошкольное образование более 80 тысяч детей (1,4% от всех детей, охваченных дошкольным образованием). Свыше 2 тысяч индивидуальных предпринимателей работают в сфере дошкольного образования. На 1 сентября 2013 года в очереди находятся почти полмиллиона детей (494 755 детей в возрасте от 3 до 7 лет). Майским Указом  Президента РФ поставлена задача достижения к 2016 году полной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

  • Слайд 13

    Чем чаще всего руководствуются родители, отдавая малыша в детский сад? Нужно выходить на работу, а ребёнка оставлять не с кем Ребёнку нужно общение. Ребёнка нужно развивать Все дети ходят в детский сад Ребёнку нужен детский сад Зачем современному ребенку в России нужен детский сад? Детский сад как «камера хранения». Занятость родителей. Отсутствие специальной подготовки для обучения дошкольников « «Хороший детский сад – место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для своего ребёнка» Аллан Фромм

  • Слайд 14

    Что приобретают / должны приобретать дети в детском саду

  • Слайд 15

    Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь формирование умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия. Приоритетным направлением ФГОС ДО является развитие потенциала личности: - Образовательная программа (ОП) обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. - ОП формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. - ОП направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

  • Слайд 16

    Парадигмы построения системы образования:

  • Слайд 17

    Что же является психологической основой развития системы дошкольного образования?

    Развитие и совершенствование системы дошкольного образования должно основываться на трех моментах: Целостное представление о ребенке дошкольного возраста. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Представление об индивидуальных траекториях развития в дошкольном периоде детства.

  • Слайд 18

    Целостное представление о ребенке дошкольного возраста Мы учим ребенка тем или иным знаниям, умениям и навыкам, но во многих случаях это не ведет к психическому и личностному развитию. При создании программы, направленной на формирование того или иного навыка или умения, крайне важно строить ее на основе целостного представления о ребенке и с учетом психологических закономерностей развития в этом возрастном периоде. Целостное представление непосредственно связано с психологическими особенностями и характеристиками детей дошкольного возраста.

  • Слайд 19

    Представление о целостной жизнедеятельности ребенка Систему дошкольного образования нельзя ограничивать только семьей или только детским садом, нельзя строить будни, не обращая внимания на проведение и организацию праздников и выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды деятельности дошкольников. Ребенок учится не только и не столько на занятиях. Поэтому развитие системы дошкольного образования предполагает учет самых разных аспектов жизнедеятельности малыша. В противном случае образовательная программа не будет способствовать его развитию или просто окажется бесполезной.

  • Слайд 20

    Представления об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников Дошкольники так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и их непохожесть далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей, болезнью, избалованностью или другими подобными причинами. Чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей, тем более эффективна система дошкольного образования. То, что хорошо для одного ребенка (система обучения, похвала, способ оценки и поощрения и т.п.), совсем не годится для другого.

  • Слайд 21

    Психологические закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте

    Своеобразие детского мышления Детская непосредственность, ситуативность и непроизвольность поведения. Ребенок живет эмоциями. Целостность психики и мировосприятия. Программа, способствующая развитию дошкольника, должна охватывать всю его жизнедеятельность, а не сводиться к традиционному набору деятельностей и занятий. Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста

  • Слайд 22

    Эмоции – центральная психическая функция дошкольного периода развития. Любое содержание, которое используется в образовательных программах для развития ребенка, должно находить у него эмоциональный отклик, а предусмотренные образовательными программами знания быть востребованными самими детьми. В жизни детей должно быть много сюрпризных моментов на протяжении каждого дня, а не только во время праздников. Это будет способствовать тому, чтобы дети захотели поиграть в то, что случилось, нарисовать то, что их впечатлило, обсудить это, рассказать об этом родителям. Очень важное место в плане развития детей дошкольного возраста занимает специально организованная рефлексия того, что с ними произошло. Это может быть общий разговор, игра в то, как мы веселились на празднике, рисунок, отражающий свои впечатления, планирование следующего праздника, в котором хочется использовать наиболее понравившееся моменты уже прошедшего, и т.п.

  • Слайд 23

    3 условия достижения основной психологической цели дошкольного образования Первое условие - развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка. учреждение и ориентированная на развитие ребенка образовательная программа должны воспитывать и образовывать не столько ребенка, сколько его родителей; родители сами должны становиться активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку; включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, найти интересное для ребенка содержание и адекватные для его развития формы обучения; включение семьи в жизнь образовательного учреждения – задача не простая, но ее правильное решение позволяет снять множество проблем современного дошкольного образования.

  • Слайд 24

    Второе условие достижения основной психологической цели дошкольного образования касается особенностей обучения детей дошкольного возраста. Л.С. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого. Ребенок дошкольного возраста учится (в психологическом смысле этого слова) спонтанно. Дошкольник развивается в процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Наличие собственной программы обучения означает, что ребенок учится тому, что он считает нужным и интересным. Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у малыша возникает мотив обучения. В дошкольном возрасте реактивное обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по собственной программе ребенка.

  • Слайд 25

    Третье условие достижения основной психологической цели дошкольного образования тесно связано с предыдущими условиями и касается становления и развития детской игры. игра создает условия для целенаправленного развития воли и эмоций; игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности; хотя игра в силу наличия в ней правил способствует развитию произвольности, эта произвольность касается только поведения ребенка внутри игры. Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка, способствует включению семьи ребенка в систему дошкольного образования. Именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка.

  • Слайд 26

    Следует отметить еще два обстоятельства, существенно значимых для совершенствования системы дошкольного образования Целенаправленное создание условий и ситуаций, в которых ребенок мог бы проявить волевое усилие. Помогать ребенку осмысливать свои волевые усилия. Еще одна психологическая закономерность, значимая для развития системы дошкольного образования, касается центрального новообразования дошкольного возраста – воображения. Оно возникает, реализуется и развивается в игре. Непосредственная связь продуктивных видов деятельности с развитием воображения и игрой предполагает совершенно иной, нежели сейчас широко использующийся, способ обучения этим видам деятельности.

  • Слайд 27

    Для реализации нового образовательного стандарта дошкольного образования необходима специально организованная деятельность по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.

  • Слайд 28

    Основными направлениями работы в рамках психологизации образовательного процесса являются:

    Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.

  • Слайд 29

    Психологическая диагностика – углублённое психолого-педагогическое исследование воспитанников в процессе получения дополнительного образования, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога.

  • Слайд 30

    Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования. Организационно-методическая деятельность – включает в себя подготовку методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей; обработку результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций; участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения; подготовку материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях.

  • Слайд 31

    Основные направления психологического сопровождения введения ФГОС дошкольного образования

    Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием. Психологическое проектирование. Психологическая экспертиза. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса. Обеспечение качества и доступности психологических услуг. Обеспечение качества и доступности психологических услуг.

  • Слайд 32

    В соответствии с результатами мониторинга специалистов психологической службы образования РФ к современному педагогу должны предъявляться такие новые требования как: владение современными технологиями развивающего обучения, определяющими новые параметры образования в XXI веке; ориентация на развитие креативной личности; способность «видеть» многообразие обучающихся, учитывать в образовательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением, с задержкой в развитии) и реагировать на их потребности; способность общаться с другими участниками образовательного процесса; способность улучшать среду, проектировать психологически комфортную образовательную среду; умение применять здоровьесберегающие технологии.

  • Слайд 33

    На относительно невысокий уровень психологической подготовки современного педагога указывают некоторые имеющиеся данные: нет общей психологической культуры общения; нет умения организовать деятельность детей; нет знаний о типологии детских проблем и детства в целом; нет умения работать с различными категориями детей; нет знаний психологии и физиологии детей; нет умения работать с другими участниками образовательного процесса.

  • Слайд 34

    Свод требований к организации жизни детей в детском саду Требования к организации адаптационного периода Требования к организации предметной среды Требования к организации среды общения Психолого-педагогические требования к организации образовательного процесса Здоровьесберегающие требования

  • Слайд 35

    Формы работы с педагогами в условиях введения ФГОС дошкольного образования

    Реализация содержания ФГОС ДО может быть обеспечена не только использованием традиционных технологий, форм, методов и средств обучения, но и современных педагогических технологий. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие субъектов образовательного процесса. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности студентов в образовательном процессе.

  • Слайд 36

    Основные формы работы с педагогами ДОУ

    Деловая игра Тренинг Педагогический мост Педагогический КВН Мозговой штурм Решение педагогических задач Круглый стол Дискуссия Педагогический ринг Педагогический диалог Семинар / семинар-практикум Аквариум Выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская Коучинг-сессия

  • Слайд 37

    Работа с семьями обучающихся в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Согласованность интересов и потребностей семьи, общества и государства – один из важных критериев отбора целевых ориентиров, при определении образовательных результатов. В качестве просветительской работы с родителями, необходимо знакомить их с требованиями, предъявляемыми сегодня к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования, а именно с целевыми ориентирами дошкольного образования, к которым относятся определенные социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.

  • Слайд 38

    Целевые ориентиры дошкольного образования

    ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства; ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

  • Слайд 39

    творческие способности ребёнка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.; ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

  • Слайд 40

    Цель психологического сопровождения родителей обучающихся – установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей. Психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них. В этом случае возрастает роль педагога-психолога, как инициатора доверительных открытых отношений и помощника в развитии ключевых родительских компетенций.

  • Слайд 41

    Задачи психологического сопровождения родителей: Повышать психолого-педагогическую культуру родителей, ихпсихологическую компетентность. Оказывать поддержку родителям в трудных, кризисных ситуациях. Осуществлять психологическую помощь в выстраивании эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений. Способствовать приобретению родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей. Содействовать обмену опытом между родителями для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания и трансляция положительного актива.

  • Слайд 42

    Формы работы с родителями обучающихся

    Родительский клуб Родительский университет Родительская конференция Родительские собрания Родительские вечера Родительский тренинг Дискуссии «Душевный разговор» Мастер-класс Ток-шоу «Есть мнение» Круглый стол «Ящик предложений» Интервью / анкетирование Информационные стенды Тематические консультации (групповые/индивидуальные)

  • Слайд 43

    Психологизация образовательного процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования. Принцип психологизации обеспечивает развивающую функцию содержания образования; реализацию его возможностей в развитии индивидуальности и личности человека при условии, что структура принципа включает требования и правила отбора и конструирования содержания образования с целью активизации свойств и качеств индивидуальности и личности человека. Психологизация образовательного процесса – это возможность использования психологических методов и приемов в образовательном процессе.

  • Слайд 44
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке