Содержание
-
Психология и педагогика игры
-
Содержание
Антропологический контекст детских игр. Игра в этнографии детства. Психологические основы игры Игра в педагогическом процессе Психокоррекционные и психотерапевтические возможности игры
-
Этнография детства(историография) Начало – середина 20 века
Н.Н. Миклухо-Маклайо воспитании детей у папуасов На материалах Океании были созданы классические работы Б. Малиновского (о тробрианцах) М. Мид (Самоа, Новая Гвинея, остров Бали). Р. Ферс подробно описал социализационную систему у тикопия Г.С. Виноградов, О.И . Капицы - исследования детской субкультуры Е . А . Аркин, А.С. Залужный, Е . А ., Покровский, Г.А. Фортунатов – исследования игровых групповых форм и детского фольклора, группового взаимодействия детей
-
Этнография детства(историография) 2 половина – конец 20 века
1960-е гг. проблемы игры как ведущей деятельности в формировании психики ребенка, технология игры как социологической модели общественных отношений в отечественной психологии исследовали Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Г.П. Щедровицкий. 1970 —1980-е гг. в центре внимания российских ученых оказалась социометрия детских отношений, определена роль эмоциональных предпочтений в малой группе ровесников (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина и др.). 1980-1990-е гг. исследованиями в области детской субкультуры занимается целый ряд антропологов, психологов, социологов, педагогов, в том числе М.В. Осорина, О.Ю. Трыкова, М.П. Чередникова, С . В. Лурье.
-
Детская субкультура (трактовка понятия)
Детская субкультура самоопределяется в соответствии с социально-психологическими потребностями, которые дети стремятся удовлетворить в общении со сверстниками. Ее достижения откладываются в детской традиции и закрепляются в фольклоре как форме ее выражения. (В.В. Абраменкова ) Детская субкультура (от лат. sub под и cultura возделывание, воспитание, развитие) в широком значении все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Детская субкультура существует как стихия детских переживаний и не служит средством достижения какой-либо прагматической цели, в отличие от взрослой культуры.
-
Многоуровневая градация субкультуры Детства и специфические проявления
Специфические проявлениями субкультуры российских детей : речевая деятельность ребёнка (словотворчество, сленг, стихи-дразнилки, считалки и т. д.), обычаи, коллективные игры, атрибутика, предметы собственных ценностей. разделение по половозрастным характеристикам; "невинные" шалости : сбежать с уроков, неподготовленность домашнего задания ("сорвать урок"), байкотирование общения с инакомыслящими сверстниками, выяснение отношений с позиций силы, грубое обращение с учителями, негативной реакцией на замечания окружающих взрослых и т. п.; Самовыражение через неформальные обьединения и т.п.
-
Игра как компонент детской субкультурыТрансформация в игре языческих ритуаловдва типа брачных обрядов
игра «Каравай» позитивный (иерогамический), когда примером выступал божественный брак и все совершалось по правилам. игра «Яша» негативный (тератогамический), когда в качестве мужского персонажа выступает чудовище, дракон, змей и т.п., а правила и порядок заменяются своенравием, насилием, деструкцией.
-
Игра как компонент детской субкультурыМагизм в отношениях с окружающей средой
Игры с прыжками: «Скакалки», «Классики» , «Резиночки», «В козла», «Шел козел по лесу …..» «Сокс» и т.п. Игры с хлопками : «Весело было нам…» , «На Алтайских горах…» и т.п. Игры «Секретики»
-
Игра как компонент детской субкультурыявление анимизма
Анимизм - наделение душой неживых предметов Выбор игрового «места»
-
Антропологический контекст детской игры
-
Психологическая структура игры
Игровое действие : реальное и изображаемое; Роль (образ); Содержание и сюжет; Тема; Отношения (ролевые и реальные); Игровое взаимодействие как интегральная характеристика игры.
-
Игровое взаимодействие
Согласованные и взаимосвязанные игровые действия детей (А.П. Усова); Процесс взаимоотношений с партнером по игре (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская); Процесс обмена игровыми действиями и метакоммуникация (Н.Я. Михайленко); Определенный тип поведения ребенка, который опосредуется ролью, способами взаимодействия (предметно-игровыми, ролевыми, вербальными, невербальными) с партнерами по деятельности и отношением к сверстникам(Литвинова С.Н.).
-
Педагогические аспекты игры (Классификация детских игр)
Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул тезис о игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр : на развитие ума - умственные игры; внешних органов чувств - сенсорные игры; движений - моторные игры.Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гроса: «игры обычных функций»: игры подвижные, умственные, сенсорные; «игры специальных функций»: упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).
-
Классификация игр
Новоселова С.Л. П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров Г.К. Селевко Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой
-
два основных типа игр
Естественные: игры теплокровных животных и их детенышей игры первобытных людей и их детей игры современных детей на разных стадиях развития Искусственные : результативные игры: энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; например, хоккей и лапта. интеллектуальные игры: абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии»
-
По типу игровых технологий
по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические; характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические; по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.
-
Игры с правилами можно разделить на три подгруппы
подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.); ·сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп: ролевые (когда ребенок превращается (в доктора, маму, бабушку);режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи);игра — драматизация (можно провести аналогию со спектаклем...)
-
Компьютерные игры
-
Классификация компьютерных игр
Ролевые игры, для которых характерно исполнение роли определенного персонажа за счет личных качеств самого игрока. Имитируют актерскую деятельность. Управленческие игры – стратегии и т.п. Имитируют деятельность менеджера, управленца. Симуляторы – игры, имитирующие управление техническими средствами. Неролевые игры с видом от первого лица – типичные игры стрелялки, по сути имитации деятельности ближе к симуляторам. Логические, азартные игры, головоломки. Отражают мыслительную деятельность, но не имитируют её Игры на быстроту реакции. Так же как логические игры, отражают деятельность без имитации. На формальнологическое, комбинаторное мышление. Азартные игры, которые в противовес логическим требуют от игрока интуитивного, иррационального мышления: «компьютерный» покер, игры с тотализатором. Спортивные игры, которые апеллируют к ловкости и проворству игрока, сенсомоторной координации, концентрации внимания. Военные игры и игры-единоборства. Эти игры содержат, как правило, реалистичные картины разрушений, а также элементы жестокого единоборства или насилия. Игры типа преследование-избегание. Их объединяет включенность в игровой процесс интуитивного компонента мышления и эмоционально-чувственного восприятия; Авантюрные игры (игры-приключения, или «Аркады») являются неоднородным классом с психологической точки зрения.
-
Психотерапевтические функции игры
Директивная игротерапия В директивной игротерапии психолог использует игру как средство интерпретации, наблюдая за игровым процессом и сюжетом. В определенные моменты в ходе разговора психолог помогает ребенку осознать свои мысли и чувства, а также то, как игровая ситуация связана с реальной жизнью, в частности с перенесенным насилием. Далее психолог направляет деятельность ребенка таким образом, чтобы «отыграть» травматическую ситуацию, сопутствующие ей мысли и чувства и новые, более конструктивные способы выхода из нее. Недирективная игротерапия Данный подход основан на идее Карла Роджерса о том, что у каждого человека есть подсознательное стремление к независимости, личностному росту и зрелости, поэтому ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, а не таким, каким бы его хотели видеть взрослые. Психолог помогает почувствовать ребенку, что тот совершенно свободен в выражении своих чувств и мыслей, какими бы они негативными, разрушительными ни были. Важно следить за тем, что происходит с ребенком, и своевременно это отражать на вербальном и невербальном уровнях (имеются в виду такие методы Роджерса, как, например, «отзеркаливание» или «активное слушание»). Психолог постоянно демонстрирует глубокое уважение к стремлению ребенка решить свои проблемы и ни в коем случае не пытается направить в какую-либо сторону его действия или речь.
-
Задачи, которые решает психолог в игротерапии
1. Помочь ребенку раскрыть его страхи, внутренние конфликты посредством проигрывания травматических ситуаций.2. Способствовать усилению эмоций с целью их выведения на поверхность.3. Помочь ребенку общаться посредством метафор.4. Сделать игру с куклами отражением реальной жизни ребенка.5. Помочь ребенку почувствовать себя защищенным посредством кукол: «Это не я сказал, это так кукла говорит»; «Я чувствую то же, что чувствует кукла».6. Помочь ребенку идентифицироваться с куклой.7. Помочь ребенку почувствовать себя принятым, даже в неприемлемых качествах.8. Сделать куклу средством связи ребенка и взрослых — психолога, родителей, учителей.9. Создать атмосферу поддержки и эмпатии, хотя вначале ребенок может принимать поддержку скорее от куклы, нежели от взрослого.
-
Игровой материал
Игровой материал должен быть удобен для игры, соответствовать возрасту ребенка, чтобы он чувствовал свою успешность при его использовании. Игровой материал должен способствовать осознанию ребенком своего жизненного опыта и эмоциональных реакций на травматические ситуации, в частности на ситуацию насилия. К игровому материалу, например, относится:кукольная семья (куклы тряпичные, бумажные, пластмассовые, деревянные); кукольный дом и обстановка; одежда для кукол; игрушечные солдатики; игрушечные животные; бумага для рисования или резки; картинки с нарисованными людьми; песок; вода; кукольный театр; карандаши; пластилин.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.