Содержание
-
Психофизиология памяти
-
Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению и воспроизведению опыта и информации; – это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве; – это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный и моторно-двигательный.
-
Процессы памятиЗапоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо.
-
Характеристики памяти:- Объем – способность одновременно сохранять значительный объем информации. - Быстрота запоминания - скорость запоминания.- Точность – проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.- Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Длительность памяти имеет выборочный характер.- Готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.
-
Классификация видов памяти.= По участию воли в процессе запоминания:-Непроизвольная память – означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.- Произвольная память – подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
-
= По психической активности, которая преобладает в деятельности:
1. Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. 2. Образная память:запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. 3. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. 4. Словесно-логическая память - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания.
-
= По продолжительности сохранения информации: Мгновенная (иконическая) память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти – от 0,1 до 0,5 с. Кратковременная память – хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Данная память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. Оперативная память – память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее оговоренного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.
-
Существует разделение памяти на:Генотипическая, или филогенетическая, связана с безусловными рефлексами и инстинктами. Фенотипическая — обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.
-
Трехкомпонентная модель памяти.
Блок сенсорных регистров; Блок кратковременной памяти; Блок долговременной памяти.
-
Этапы формирования энграмм
1 этап: в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след; 2 этап: сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга, происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации; 3 этап: следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти.
-
Система управления и регуляции памяти в головном мозге включает неспецифические и специфические компоненты. При этом выделяются два уровня регуляции: неспецифический (общемозговой) — сюда относят ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору; модально-специфический (локальный),связанный с деятельностью анализаторных систем.
-
Возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: Химический подход, который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил. Ухудшают память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина).Физический подход заключается в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще. Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур.
-
Влияние курения. Влияние алкоголя. умственная деятельность постепенно ослабевает; наступает ослабление памяти. приводит к замедлению мозговой деятельности; под удар попадает кратковременная память.
-
Общие условия успешного запоминания. 1. Когда материал интересен для запоминающего. 2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал. 3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания. 4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации. 5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений. 6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений). 7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа. 8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.
-
Психопатология памятиДисмнезии - повышение, снижение и выпадение участков памяти. Парамнезии - искажение или извращение памяти.Гипермнезия - кратковременное болезненное усиление непроизвольной репродукции, реже запоминания. Гипомнезия - болезненное ослабление запоминания настоящего или воспроизведения прошлых событий. Моторная (экспрессивная) афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Сенсорная афазия - непонимание устной и письменной речи. Анестическая - забывание нужных слов, например, названий предметов. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы (например, отец брата или брат отца).Агнозия - нарушение узнавания предметов. Прозопагнозия - не узнавание лиц знакомых людей на фотографиях.Апраксия - выпадение моторных: моторная (забывается характер действий), идеаторная (страдает план действий), конструктивная (воссоздание из частей целого).
-
Амнезия - отсутствие воспоминаний о пережитом, ограниченное тем или иным периодом времени, той или иной ситуации.Выделяют амнезии:- по отношению периода, подвергшегося амнезии, к периоду болезни (расстройству сознания): ретроградная - выпадение из памяти событий, предшествовавших острому периоду болезни; антероградная - утрата воспоминаний на тот или иной период течения болезни; антероретроградная (тотальная) и конградная - выпадение воспоминаний, полное или частичное, в период нарушенного сознания. Встречаются при травмах мозга, энцефалитах, при количественных и качественных расстройствах сознания различного происхождения.- по нарушенной функции памяти:фиксационная - резкое ослабление или отсутствие способности запоминания новой информации, текущих событий. Является одним из основных признаков корсаковскогоамнестического синдрома; анэкфория- неспособность к произвольному воспоминанию без подсказки.- по динамике: прогрессирующая - распад памяти от текущего к все более давнему прошлому; стационарная, регрессирующая - постепенно улучшается усвоение текущих событий и воспроизведение прошлого; ретардированная - отставленная, запаздывающая, когда события выпадают из памяти не сразу, а спустя некоторое время после патологического состояния, - по объекту амнезии: аффектогенная (кататимная) амнезия - пробелы памяти после ярко выраженных аффективных неприятных и неприемлемых для личности впечатлений и событий; истерическая амнезия - фрагментарное выпадение из памяти только неприемлемые для личности событий; скотомизация - выпадение участков воспоминаний у лиц без истерической симптоматики.
-
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.