Содержание
-
«Обучающихся с ОВЗ (задержкой психического развития) в условиях инклюзивного образования
Киселева К. Ю. МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» Излучинск, 2019.
-
Задержка психического развития (ЗПР)
Темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.
-
Инклюзивное образование
Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.
-
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО, АООП ООО обучающихся с задержкой психического развития составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ,N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПАООП) начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития.
-
Особые образовательные потребности
в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.); в развитии личностной сферы: развитии и укреплении эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки; в сохранении и укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
-
в усвоении адекватных форм учебного поведения, предполагающего умение следовать установленным правилам коммуникации и взаимодействия с учителем и одноклассниками; умение запрашивать и использовать помощь взрослого; в организации поведения вне ситуации обучения, способствующей вовлечению ребенка во взаимодействие со сверстниками, расширению спектра коммуникативных и социально-перцептивных навыков; во внешнем контроле, организующей помощи и стимуляции интереса к содержанию выполняемых видов учебной деятельности, в поддержании умственной работоспособности при выполнении субъективно сложных видов деятельности; в активизации способности к самостоятельной организации собственной деятельности, умения принимать, сохранять ее цели и следовать им в учебной деятельности; умения планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и контролировать ее результат; в освоении школьной программы по отдельным учебным дисциплинам на основе индивидуального применения специальных методических приемов и коррекционных подходов; в упорядочении и осмыслении усваиваемых знаний и умений; в формировании способности применять знания, полученные в ходе обучения, в повседневной жизни; в осмыслении, упорядочении и дифференциации индивидуального жизненного опыта; в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем; в развитии способности к пониманию причинно-следственных связей в происходящем, умения прогнозировать последствия собственных действий и поступков. Особые образовательные потребности
-
Условия необходимые для удовлетворения выделенных потребностей
комфортное введение ребенка в ситуацию школьного обучения в условиях инклюзии: налаживание эмоционального контакта, формирование у него установки на позитивное отношение к окружающим, трансляция этой установки одноклассникам ребенка с ЗПР; специальные занятия по отработке форм адекватного учебного поведения и внеучебных коммуникаций; особая пространственная и временная организация образовательной среды и процесса обучения с учетом особенностей деятельности ребенка; отведение ребенку места в классе, обеспечивающего удобный контроль со стороны учителя и минимум отвлекающих факторов; создание организационных и мотивационных условий для поддержания продуктивности деятельности; подготовка к фронтальной работе на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной инструкции к фронтальной; обеспечение непрерывного контроля становления учебно-познавательной деятельности, продолжающегося до появления самостоятельности в выполнении учеником учебных заданий; использование, наряду с общими, специальных методов, приемов и средств обучения, с учетом возможных парциальных трудностей в овладении предметными знаниями и особенностей обучаемости данной группы детей с ЗПР; обязательное дополнение программы «академических знаний» полезными жизненными компетенциями; использование, наряду с общими методами, специальных приемов и средств, а также организационных условий, позволяющих выявить достижения и трудности ребенка при освоении образовательной программы и его продвижение в расширении сферы жизненной компетенции; занятия со специалистами, направленные на компенсацию недостатков психосоциального развития и коррекцию дисфункций, затрудняющих учебно-познавательную деятельность.
-
Компоненты жизненных компетенций
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей; знание и соблюдение норм здорового образа жизни.
-
Система коррекционной работы
Создание комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, АООП ООО, коррекции нарушений в психофизическом развитии и формировании соответствующих возрасту жизненных компетенций
-
ОГЭ для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья
Для обучающихся с ЗПР, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике. В какой форме обучающиеся с ОВЗ могут сдавать ГИА, решают школьники, их родители или опекуны. По желанию вместо стандартной государственной итоговой аттестации можно выбрать устный экзамен с традиционными билетами или один из письменных форматов: сочинение, изложение, диктант. Льготный дополнительный лимит экзаменационного времени для участников ОГЭ с ограниченными возможностями здоровья составляет полтора часа. Эти 90 минут прибавляются к стандартным предметным нормативам. Например, ОГЭ для детей с ОВЗ по математике может длиться не 235 минут, а 325.
-
Особенности организации и проведения итогового собеседования
Для участников итогового собеседования с ОВЗ (участники с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и др.): привлечение специалистов, с которыми указанный участник знаком, находится в контакте, в качестве экзаменаторов-собеседников; оценивание работ таких участников проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования): в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание происходит по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника.
-
Протокол эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования для детей с ОВЗ (ЗПР, ТНР)
-
-
Коррекционные курсы
Развитие ВПП Развитие устной речи Активизация познавательной активности, как сознательной деятельности, направленной на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание. Коррекция и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ЗПР
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.