Содержание
-
Целевые ориентиры в работе педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья согласно требованиям ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
Пак Галина Анатольевна, старший методист отдела специального (коррекционного) образования ХК ИРО
-
Нормативно –правовое обеспечение получения качественного образования детей с ОВЗ
-
Нормативно –правовое обеспечение получения качественного образования детей с ОВЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" Вступают в действие с 1 сентября 2016 года.
-
Дифференциация обучающихся по возможностям получения общего образования
Выделение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как общей группы обучающихся, возможности получения общего образования ограничены без создания специальных условий. Впервые законодательным путем подтверждена дифференциация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то есть отличие их от детей, не имеющих отклонений или нарушений развития по возможности получения ими общего образования без создания специальных условий.
-
Численность обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в системе образования Хабаровского края
-
9краевых базовых площадок по апробации ФГОС ОВЗ в Хабаровском крае:
Специальная (корр.) школа 1 вида г.Хабаровск - нарушения слуха (сайт- internat.27.ru) 2. Специальная (корр.) школа 3,4 вида г.Хабаровск - нарушения зрения(http://internat34.edu.27.ru/) 3. Специальная (корр.) школа 5 вида г.Комсомольск - нарушения речи (kms-kors2.ippk.ru) 4. Специальная (корр.) школа 7 вида г. Амурск (http://amurskosh7vida.ru) 5. МОУ СОШ №51 г. Хабаровск (shkoladobra.ru) - ЗПР 6. Специальная (корр.) школа 8 вида №5 г. Хабаровск – РАС (http://www.school-internat5.ru/) 7. Специальная (корр.) школа 8 вида №4 г.Хабаровск (http://internat4.edu.27.ru/) 8. Специальная (корр.) школа 8 вида №3 г.Хабаровск (http://khb-int3.ippk.ru/) - умственная отсталость 9. Краевой центр ПМСС г. Хабаровск – психолого-педагогическое сопровождение (www.pmss.ru)
-
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
ФГОС ОВЗ – федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья АОП – адаптированная образовательная программа АООП– адаптированная основная общеобразовательная программа СИПР – специальная индивидуальная программа развития ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум ИПРИ - индивидуальная программа реабилитации инвалида БУД – базовые учебные действии Обучающийся с ОВЗ– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий ЗПР – задержка психического развития РАС – расстройства аутистического спектра НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата ТНР – тяжелые нарушения речи ТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития
-
Различия в трактовке АООП
Для цензового образования – разрабатывается адаптированная основная образовательная программа НОО (есть уровни образования) При нецензовом образовании – разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (не имеющая уровней образования- НОО, ООО, СОО)
-
… ребенок — это всегда пространство развития, и новые стандарты это учитывают, предлагая конструирование возможностей для развития наших детей! А.Г.Асмолов
-
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Представляет требования к общему образованию разных групп детей с ОВЗ; Регулирует отношения в сфере образования обучающихся с ОВЗ при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).
-
Группы обучающихся:
Глухие; Слабослышащие; позднооглохшие; Слепые; Слабовидящие;
-
С тяжелыми нарушениями речи; С нарушениями опорно-двигательного аппарата; С задержкой психического развития; С расстройствами аутистического спектра
-
Требования к АООП НОО для глухих обучающихся
Выделены варианты АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей (ООП): 1.1, 1.2, 1.3,1.4
-
Требования к АООП НОО для слабослышащих, позднооглохщих обучающихся
Выделены три варианта АООП НОО с учетом ООП: 2.1, 2.2, 2.3.
-
Требования к АООП НОО для слепых обучающихся
Выделены четыре варианта АООП НОО с учетом ООП: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4
-
Требования к АООП НОО для слабовидящих обучающихся
Выделены три варианта АООП НОО с учетом ООП: 4.1, 4.2, 4.3
-
Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Выделены два варианта АООП НОО с учетом ООП: 5.1, 5.2
-
Требования к АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Выделены четыре варианта АООП НОО с учетом ООП: 6.1, 6.2, 6.3, 6.4
-
Требования к АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития
Выделены два варианта АООП НОО с учетом ООП: 7.1, 7.2
-
Требования к АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Выделены четыре варианта АООП НОО с учетом ООП: 8.1, 8.2, 8.3, 8.4.
-
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1.1., 1.2. 1.3., 1.4. - варианты стандарта для глухих обучающихся 2.1., 2.2. , 2.3. - варианты стандарта для слабослышащих обучающихся 3.1., 3.2., 3.3., 3.4. - варианты стандарта для слепых обучающихся 4.1., 4.2., 4.3. - варианты стандарта для слабовидящих обучающихся 5.1., 5.2. - варианты стандарта для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 6.1., 6.2., 6.3., 6.4. - варианты стандарта для обучающихся с наруш-ми ОДА 7.1., 7.2. - варианты стандарта для обучающихся с ЗПР 8.1., 8.2., 8.3., 8.4. - варианты стандарта для обучающихся с РАС
-
федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
Вариант 1 – для обучающихся с легкой умственной отсталостью Вариант 2 – для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее-ТМНР)
-
Стандарт предусматривает возможность:
Гибкой смены образовательного маршрута; Смены программ и условий получения образования На основе: - комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АОПП НОО; - Заключения ПМПкомиссии; - Мнения родителей, законных представителей
-
Стандарт обеспечивает:
Равные возможности получения качественного образования детей вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и степени выраженности ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
-
Максимальное расширение доступа к общему образованию, которое соответствует их возможностям и особым образовательным потребностям; Обеспечивает преемственность основных образовательных программ общего образования; Обеспечивает вариативность содержания АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся с ОВЗ.
-
Развитие личности ребенка с ОВЗ
Зависит от характера организации доступной деятельности (учебной); Происходит в соответствии с требованиями современного общества, которые обеспечивают возможность успешной социализации и социальной адаптации.
-
Стандарт является основойдля
Разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохщих; слепых, слабовидящих; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с расстройствами аутистического спектра.
-
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ
Самостоятельноразрабатывается и утверждается образовательной организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО; Реализуется с учетом образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
-
Формы обучения:
1 – совместно с другими обучающимися; 2 – отдельные классы; 3 – отдельные организации.
-
Сетевая форма освоения АООП НОО
Использование ресурсов нескольких организаций
-
Структура АООП НОО
Выделяют обязательную часть АООП НОО и формируемую участниками образовательных отношений в зависимости от варианта АООП НОО и их соотношение составляет: 80% и 20%, 70% и 30%, 60% и 40%
-
АООП НОО реализуется через урочную и внеурочную деятельность 3 раздела: Целевой Содержательный Организационный
-
В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования УУД заменяется программой базовых учебных действий - БУД (в вариантах обучения 3 и 4)
-
Программа коррекционной работы
Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками физического и психического развития Психолого-медико-педагогическая помощь (в соответствии с рекомендациями ПМПК)
-
Программа коррекционной работы должна содержать:
Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение ООП обучающихся; Систему комплексного ПМП сопровождения (ПМП обследование, мониторинг динамики развития обучающихся)
-
Требования к результатам освоения АООП НОО
В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования к личностным, предметным и метапредметнымрезультатам или только к личностным и предметным результатам (для обучающихся с умственной отсталостью)
-
Личностные результаты:
Овладение компетенциями для решения практико- ориентированных задач, обеспечивающих становление социальных отношений в различных средах; сформированность мотивации к обучению и познанию.
-
Метапредметные результаты:
Освоенные универсальные учебные действия Познавательные; Регулятивные; Коммуникативные.
-
Предметные результаты:
Овладение содержанием каждой предметной и коррекционно- развивающей области характеризуют достижения в усвоении знаний, умений, возможность их применения в практической деятельности
-
Стандарт предусматривает гибкую смену образовательного маршрута
Комплексная оценка личностных, предметных и метапредметных результатов освоения АООП Заключение ПМПК Согласие родителей
-
Требования к условиям реализации АООП НОО
Создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей; Обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость; Гарантировать охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья.
-
Требования к кадровым условиям
Квалификация педагогических и учебно- вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
-
Педагогические работники должны иметь:
Высшее профессиональное педагогическое специальное (дефектологическое) образование; Высшее/среднее профессиональное пед. образование и удостоверение о повышении квалификации в соответствующей области
-
Педагогические работники, реализующие коррекционно- развивающую область АООП НОО
Высшее профессиональное педагогическое специальное (дефектологическое) образование; Высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о профессиональной переподготовке в соответствующей области.
-
«Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, можно изменить к лучшему. Лишь бы были созданы соответствующие условия». И.П. Павлов
-
Спасибо за внимание!
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ -сайт разработчиков ФГОС ОВЗ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.