Содержание
-
Работа с трудными детьми
Подготовила: Социальный педагог ГКОУ СКОШИ № 52 Шеремет И.И.
-
Вот он сидит перед нами, взглянитеСжался пружиной, отчаялся он.С миром оборваны тонкие нитиСловно стена без дверей и окон.Вот они, главные истины эти:Поздно заметили...Поздно учли..Нет!!! Не рождаются трудными дети!Просто им вовремя не помогли. С.Давидович
-
Трудный ребёнок
– это обучающийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
-
Это проблемы:
в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы.
-
Их проявлением может быть:
нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).
-
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя:
посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.
-
Алгоритм работы классного руководителя: - выявление детей группы риска; - диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; - составление определенной программы профилактики или коррекции; - воплощение программы в жизнь; - подведение итогов, коррекция полученных результатов.
-
Этапы деятельности классного руководителя с «детьми группы риска» 1 этап - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива 2 этап - Выявление учащихся группы риска 3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем 4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска» 5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий 6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов
-
1 этап - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива: - личные дела учащихся; - результаты медицинского обследования; - психолого-педагогические характеристики; - результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; - результаты диагностирования педагога-психолога; - жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы; - в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).
-
2 этап - Выявление учащихся группы риска - составляет карту класса по выявлению детей группы риска; - выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией; - составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.
-
3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем - выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
-
4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска» - классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).
-
В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления: - перевод социальной ситуации в педагогическую; - воспитание нравственно-правовой убежденности; формирование адекватной самооценки; развитие эмоциональной сферы личности; - включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности; - организация педагогического влияния на мнения окружающих; - предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.); - обеспечение благоприятного социально-психологического климата; - способствование заполнению пробелов в знаниях.
-
Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя: -взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности; -организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); -помощь в преодолении учебных затруднений; -помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении; -сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); -организацию и предоставление бесплатного питания в школе; -обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи.
-
Каждый классный руководитель должен:
- составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.; - вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями. Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет. Решение об этом принимает Совет профилактики школы.
-
5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий - классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с обучающимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени.
-
6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов - классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям: - участие учащегося в общественной жизни класса; - приемлемые (позитивные) качества личности; - взаимоотношения со сверстниками; - досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время); - каково влияние семьи; - имеют ли место конфликты в классе и их причины; - эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности).
-
Правила для классного руководителя Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. 2. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. 3. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» - важное средство психопрофилактики. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
-
Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:
- нарушение Устава школы; - систематическое невыполнение домашнего задания; - отказ от работы на уроке; - нарушение дисциплины на уроке; - прогулы учебных занятий; - драки, грубость, сквернословие; - курение; - употребление спиртных напитков; - совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции; - совершение преступления; - систематическая порча государственного и личного имущества; - издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися; - единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека; - совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.
-
3. Постановка на учет возможна:
по заявлению классного руководителя; по заявлению администрации школы; в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность; в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.
-
4. Предоставление документов для постановки на учет
Заявление классного руководителя Характеристика на учащегося Акт посещения на дому Информация о профилактической работе с несовершеннолетним Выписка оценок за текущую четверть
-
Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании. Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним. Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий. На учащегося заводится учетная карточка.
-
5. Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений
Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность родителей. Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района. Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико-педагогического сопровождения. Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в КДНиЗП.
-
6. Снятие учащегося с ВШУ
Для того, чтобы снять с учета в результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить: Заявление классного руководителя Характеристику на несовершеннолетнего Информацию о проделанной профилактической работе с указанием достигнутого результата Выписку оценок из классного журнала
-
Общие правила для классного руководителя
Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.