Содержание
-
Развитие фонематического восприятия в работе с детьми при дислалии
-
Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие»
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
-
Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:
Овладение умением узнавать звук на фоне слова Умение выделять первый и последний звук в слове Умение определять последовательность, количество звуков в слове Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам
-
Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:
• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих - звонких, свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, шипящих - свистящих и т. п.); • неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; • затруднение при анализе звукового состава речи.
-
Дислалия (от греч. Dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата
-
Формы функциональной дислалии:
Акустико-фонематическая дислалия; Артикуляторно-фонематическая дислалия; Артикуляторно-фонетическая дислалия.
-
Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонетической дислалии
-слабость мышц артикуляционного аппарата -не сформированы правильные артикуляционные уклады -звуки произносятся ненормированно (Искаженное произношение звуков: ротацизм, ламбдацизм, сигматизм, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм. Замены звуков: параротацизм, парасигматизм и т.д. ) -фонетическое недоразвитие речи
-
Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонематической дислалии
Нейродинамические нарушения в речедвигательном анализаторе арт.база не полностью арт.база полностью сформирована сформирована замена на более простой неустойчивый звуковой по артикуляции звук облик слова (субститут) (смешение звуков) фонетическое недоразвитие речи Крыса-крыша, Толя-Коля, Сад-Садь, Курича-курица, Рапа-лапа
-
Механизм нарушения звукопроизношения при акустико-фонематической дислалии
Нейродинамические сдвиги в центральном отделе речеслухового анализатора первично страдает фонематический слух ребенок не опознает тот или иной акустический признак звука (фонематическое недоразвитие речи) замены или смешения звуков (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) Гора-кора, жук-щук, рыбы-лыба
-
Диагностики и методики фонематического восприятия у детей
-
Методика Е.Ф. Архиповой
Система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы, носит тестовый характер. Процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха, определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени.
-
Комплексная диагностическая методика, разработанная В. А. Кисилёвой
Содержит традиционные для логопедической практики приемы, носит тестовый характер и систему бальной оценки. Система включает следующие пробы на обследование фонематических процессов. Восприятие и воспроизведение ритмов. Фонематическое восприятие Звуковой анализ и синтез.
-
Диагностика фонематических процессов Н. И. Дьяковой
Представляет собой комплексную методику, осуществляющую выявление факторов и условий для обеспечения динамики и определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития. Процедура проведения диагностики носит тестовый характер и осуществляет систему бальной оценку, результаты заносятся в сводную таблицу.
-
Методика В.В. Коноваленко и С. В. Коноваленко
Считают, что определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит — правильного планирования коррекционной работы. В пособии представлен комплект демонстрационных картинок для проведения диагностики.
-
Развитие фонематического восприятия
-
Игра «Угадай по звуку»
-
Игра: «Угадай что звучит»
-
Игра «Шумящие коробочки»
(разнообразное содержание коробочек – скрепки, горох, фасоль, крупы, пуговицы, монеты, мелкие камушки, сухой песок и т.д.)
-
Упражнение «Повтори за мной»
- Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па ка-на-па па-ка-та га-ба-да и т.д. - Повторение серий слогов с разными гласными: ма-мо-му на-ны-но ту-то-та и т.д. - Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов): па-ба по-бо та-да-та ка-га-ка и т.д. - Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости: па-пяпо-пёпу-пюпы-пи и т.д. - Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков: па-тпа на-пна ка-фка фа-тфа пта-пто-пту-птыкта-кто-кту-ктытма-тмо-тму-тмыкна-кно-кну-кны и т.д.
-
Игра «Покажи картинку»
-
Игра «Услышишь - хлопни»
Педагог произносит ряд звуков (слогов, слов), а дети, услышав заданный звук хлопают в ладоши. Например: - если услышите звук –а-, то хлопайте в ладоши: а) а – о – у – а – и – о – а – а – и …… б) ау – оа – ои – иа – уи – уа …… в) альбом, утка, апельсин, ослик, автомобиль, Аня, Оля…. «Чуткие ушки», «Слушай внимательно», «Поймай звук». Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук. Игра «Кто больше слов придумает» (с мячом) Поймавший мяч должен сказать слово на заданный звук.
-
«Помоги собрать вещи»
-
Игры на дифференциацию звуков
«Лево – право» (п-б) «Фокусник» (в-ф) «Гуси и куры» (к-г) «Выдели слово» (т-д) «Подарки для Зои и Зины» (з-зь) «Жуки и комары» (ж-з) «Жужжим – шипим» (ш-ж) «Помоги Роме и Рите» (р-рь) «Спрячь шарик в ладошке– подними шарик»
-
«Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие – залог успешного овладения навыком чтения и письма» Д.Б. Эльконин
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.