Презентация на тему "Развитие фонематического восприятия"

Презентация: Развитие фонематического восприятия
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.55 Мб). Тема: "Развитие фонематического восприятия". Предмет: педагогика. 24 слайда. Добавлена в 2025 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Развитие фонематического восприятия
    Слайд 1

    Развитие фонематического восприятия в работе с детьми при дислалии

  • Слайд 2

    Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие»

    Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»  

  • Слайд 3

    Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:

    Овладение умением узнавать звук на фоне слова Умение выделять первый и последний звук в слове Умение определять последовательность, количество звуков в слове Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам

  • Слайд 4

    Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:

    • нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих - звонких, свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, шипящих - свистящих и т. п.); • неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; • затруднение при анализе звукового состава речи.

  • Слайд 5

    Дислалия (от греч. Dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

  • Слайд 6

    Формы функциональной дислалии:

    Акустико-фонематическая дислалия; Артикуляторно-фонематическая дислалия; Артикуляторно-фонетическая дислалия.

  • Слайд 7

    Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонетической дислалии

    -слабость мышц артикуляционного аппарата -не сформированы правильные артикуляционные уклады -звуки произносятся ненормированно (Искаженное произношение звуков: ротацизм, ламбдацизм, сигматизм, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм. Замены звуков: параротацизм, парасигматизм и т.д. ) -фонетическое недоразвитие речи

  • Слайд 8

    Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонематической дислалии

    Нейродинамические нарушения в речедвигательном анализаторе арт.база не полностью арт.база полностью сформирована сформирована замена на более простой неустойчивый звуковой по артикуляции звук облик слова (субститут) (смешение звуков) фонетическое недоразвитие речи Крыса-крыша, Толя-Коля, Сад-Садь, Курича-курица, Рапа-лапа

  • Слайд 9

    Механизм нарушения звукопроизношения при акустико-фонематической дислалии

    Нейродинамические сдвиги в центральном отделе речеслухового анализатора первично страдает фонематический слух ребенок не опознает тот или иной акустический признак звука (фонематическое недоразвитие речи) замены или смешения звуков (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) Гора-кора, жук-щук, рыбы-лыба

  • Слайд 10

    Диагностики и методики фонематического восприятия у детей

  • Слайд 11

    Методика Е.Ф. Архиповой

    Система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы, носит тестовый характер. Процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха, определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. 

  • Слайд 12

    Комплексная диагностическая методика, разработанная В. А. Кисилёвой

    Содержит традиционные для логопедической практики приемы, носит тестовый характер и систему бальной оценки. Система включает следующие пробы на обследование фонематических процессов. Восприятие и воспроизведение ритмов. Фонематическое восприятие Звуковой анализ и синтез.

  • Слайд 13

    Диагностика фонематических процессов Н. И. Дьяковой

    Представляет собой комплексную методику, осуществляющую выявление факторов и условий для обеспечения динамики и определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития. Процедура проведения диагностики носит тестовый характер и осуществляет систему бальной оценку, результаты заносятся в сводную таблицу. 

  • Слайд 14

    Методика В.В. Коноваленко и С. В. Коноваленко

      Считают, что определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит — правильного планирования коррекционной работы. В пособии представлен комплект демонстрационных картинок для проведения диагностики. 

  • Слайд 15

    Развитие фонематического восприятия

  • Слайд 16

    Игра «Угадай по звуку»

  • Слайд 17

    Игра: «Угадай что звучит» 

  • Слайд 18

    Игра «Шумящие коробочки»

    (разнообразное содержание коробочек – скрепки, горох, фасоль, крупы, пуговицы, монеты, мелкие камушки, сухой песок и т.д.)

  • Слайд 19

    Упражнение «Повтори за мной»

    - Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па ка-на-па па-ка-та га-ба-да и т.д. - Повторение серий слогов с разными гласными: ма-мо-му на-ны-но ту-то-та и т.д. - Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов): па-ба по-бо та-да-та ка-га-ка и т.д. - Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости: па-пяпо-пёпу-пюпы-пи и т.д. - Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков: па-тпа на-пна ка-фка фа-тфа пта-пто-пту-птыкта-кто-кту-ктытма-тмо-тму-тмыкна-кно-кну-кны и т.д.

  • Слайд 20

    Игра «Покажи картинку»

  • Слайд 21

    Игра «Услышишь - хлопни»

    Педагог произносит ряд звуков (слогов, слов), а дети, услышав заданный звук хлопают в ладоши. Например: - если услышите звук –а-, то хлопайте в ладоши: а) а – о – у – а – и – о – а – а – и …… б) ау – оа – ои – иа – уи – уа …… в) альбом, утка, апельсин, ослик, автомобиль, Аня, Оля…. «Чуткие ушки», «Слушай внимательно», «Поймай звук». Игра «Выбери правильно»  Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук. Игра «Кто больше слов придумает» (с мячом) Поймавший мяч должен сказать слово на заданный звук.

  • Слайд 22

    «Помоги собрать вещи»

  • Слайд 23

    Игры на дифференциацию звуков

    «Лево – право» (п-б) «Фокусник» (в-ф) «Гуси и куры» (к-г) «Выдели слово» (т-д) «Подарки для Зои и Зины» (з-зь) «Жуки и комары» (ж-з) «Жужжим – шипим» (ш-ж) «Помоги Роме и Рите» (р-рь) «Спрячь шарик в ладошке– подними шарик»

  • Слайд 24

    «Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие – залог успешного овладения навыком чтения и письма» Д.Б. Эльконин

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке