Презентация на тему "Использование технологии развития критического мышленияТРИЗ-технологий"

Презентация: Использование технологии развития критического мышленияТРИЗ-технологий
Включить эффекты
1 из 69
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.93 Мб). Тема: "Использование технологии развития критического мышленияТРИЗ-технологий". Предмет: русский язык. 69 слайдов. Добавлена в 2025 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    69
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Использование технологии развития критического мышленияТРИЗ-технологий
    Слайд 1

    Использование технологии развития критического мышленияТРИЗ-технологий

  • Слайд 2

    О чем это мы?... 

    2 Критическое мышление – это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения. …

  • Слайд 3

    Технологические этапы

    3

  • Слайд 4

    Как организовать осмысленное чтение

    4 Правило «3-х П» Т К М Познакомиться Понять Применять

  • Слайд 5

    (начало урока)

  • Слайд 6

    Таблицы: «Знаю – Узнал – Хочу узнать – (ЗУХ)»

    6

  • Слайд 7

    Сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти

    концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают теоретические понятия; экономится время урока на проверку ранее изученного; происходит охват работой всех учеников класса; работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся давать оценку себе и своим товарищам; используя индивидуальный подход, можно корректно указать ученику на пробелы в его знаниях.

  • Слайд 8

    8 П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

  • Слайд 9

    Верные – неверные утверждения

  • Слайд 10

    Стратегия «Инсерт»(«Условные значки») (1)

    10

  • Слайд 11

    Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (1)

    11

  • Слайд 12

    Графические организаторы:«Кластеры» (1)

    12 выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

  • Слайд 13

    Графические организаторы: «Кластеры» (2)

    13 Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2

  • Слайд 14

    Пример:

    14 Образовательный процесс Участники Методы Предметные области Содержание

  • Слайд 15

    Кластеры

    звуки гласные согласные ударные безударные сонорные шумные твёрдые мягкие звонкие глухие

  • Слайд 16

    Графические организаторы: «Денотатный граф» (1)

    16 (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия. Методика построения денотатного графа: Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).

  • Слайд 17

    Графические организаторы: «Денотатный граф» (2)

    17 Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – "веточки". Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.

  • Слайд 18

    18 Педагогическая информационная технология формирует включает развивает является способствует информационно-образовательную среду информационно-образовательное и культурное пространство информационную компетентность и культуру системным методом работы с образовательной информацией оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса расширяет хранит, распространяет, представляет, преобразует образовательную информацию индивидуализирует восприятие информации аудио ТО визуальные ТО аудиовизТО Пример:

  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22
  • Слайд 23
  • Слайд 24
  • Слайд 25
  • Слайд 26
  • Слайд 27

    Ромашка блума

    Простой вопрос:«Причастие – это самостоятельная часть речи?» Уточняющий вопрос: «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?» Интерпретационный (объясняющий) вопрос: «Почему причастия не имеют формы будущего времени?» Творческий вопрос:«Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?» Оценочный вопрос: «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?» Практический вопрос: «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

  • Слайд 28

    Письмо с дырками

    Восстановите текст Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … . Основные признаки текста. 1. Единство … текста. 2. Наличие … мысли текста. 3. Относительная … текста. 4. Определённый … предложений. 5. … связь предложений в тексте.

  • Слайд 29

    Логические цепочки

    План фонетического разбора слова 1. Записать слово буквами и указать их количество. 2. Затранскрибировать слово. 3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение. 4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

  • Слайд 30

    Мысль в подарок…

    30 Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг

  • Слайд 31

    Таблицы вопросов

    31

  • Слайд 32

    Да-нетка

    Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!.. (А.С.Грибоедов) Это служебная часть речи? (нет) Это слово спрягается? (нет) Это слово употреблено во второй предикативной части? (да) и т.д.

  • Слайд 33

    «Плюс-минус-вопрос»

    33

  • Слайд 34

    Красивое многоточие… (5 мин.)

    34 Пишем синквейн Правила написания синквейна: Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

  • Слайд 35

    синквейн

    35 Солнце, Большое, яркое, Светит, греет, радует, Солнце очень горячее тело. Шар. Солнце, Раскаленное, газообразное, Излучает,нагревает, обжигает, Солнечное излучение несет энергию. Звезда.

  • Слайд 36

    Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы.

    Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке. Гипербола Огромная, наибольшая. Преувеличивает, преумножает, расширяет. Гулливера превращает в Мальчика с пальчика. Преуменьшает, умаляет, суживает. Крохотная, наименьшая Литота. Хребтищева Татьяна, 10а класс

  • Слайд 37

    Хайку

    Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме: Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то Строчка 2: Какого? Строчка 3: Как? Снегирь Я видел птицу, Прилетевшую зимой, Красиво… Тоска Я видела деревню С одним домом, Тоскливо… Штанг Юлия, 6а класс

  • Слайд 38

    Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и послед­няя из которых — понятия с противоположным значени­ем. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

    строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение( 2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное) Обломов Ленивый, добрый, Лежащий, мечтающий, умирающий. Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина. Работающий, решающий, живущий, Настойчивый, расчетливый Штольц. Шоболова Галина, 10б класс

  • Слайд 39

    Штрихи

    Штрихи пишутся по следующим правилам: 1-я строка. 1 существительное. 2-я строка. 2 прилагательных. 3-я строка. 3 причастия. 4-я строка. 4 глагола. 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий) 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме.

  • Слайд 40

    Работы учащихся по теме «Весна»:

    Чувства, Искренние, противоречивые, Чарующие, манящие, дурманящие. Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат, Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая. Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды. Герасимова Елена, 6а класс Работа с предложенными «стихотворными» формами позволяет: Расширить словарный запас учащихся Проверить знание частей речи Проверить знание теории литературы и русского языка, текста художественного произведения.

  • Слайд 41

    Лингвистическая задача

  • Слайд 42

    Эффективная лекция

    42

  • Слайд 43

    Приём “Ассоциации”

    43 - Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание? (Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна…) - Почему именно так называется произведение? - Что может произойти в рассказе с таким названием? - Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете.

  • Слайд 44

    Рассказ "Зеленая лампа" Александра Грина

    44

  • Слайд 45

    Дерево предсказаний

    45 Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения А.П. Чехов «Тоска»

  • Слайд 46

    Сравнительная характеристика героев, литературных направлений и др.Можно дать в виде таблицы с вопросами.

    46

  • Слайд 47

    Чтение с остановками

    47

  • Слайд 48

    Стратегия решения проблемы

    48

  • Слайд 49

    Лист для решения проблемы

    49

  • Слайд 50

    Прием «фишбоун»

    50 Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания. «Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как: Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа Извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму) Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы Согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе

  • Слайд 51

    51

  • Слайд 52

    Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как

    52 критическое мышление; взаимодействие в группах; планирование и осуществление исследовательской деятельности; истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста; осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

  • Слайд 53

    Триз - загадка

    По признакам Алгоритм 1. Выбрать объект 2. Заполнить таблицу какой? (объект) что (кто) такое же? 3. Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами но не, прочитать загадку

  • Слайд 54

    Триз - загадки

    По признакам Сложная, но не задача Важная, но не персона Нужная, но не мама Интересная, но не книга (морфология)

  • Слайд 55

    Триз - загадка

    По действиям Алгоритм 1. Выбрать объект 2. Заполнить таблицу что делает? (объект) что (кто) делает такое же? 3. Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами а не, прочитать загадку

  • Слайд 56

    Триз - загадки

    По действиям Передаёт, а не одноклассник Сообщает, а не завуч Спрашивает, а не бабушка Побуждает, а не генерал (предложение)

  • Слайд 57

    Найди соответствия

    Запишите предложения, соответствующие схемам: 1. [ ], и [ ]. 2. [ ]:[ ]. 3. [… ,обр.,… ]. 4. [ ],( ). Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России. (Ч.Айтматов.) Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.) Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.) Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.) Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.) Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)

  • Слайд 58

    Морфологический анализ

    1) «Соберите» словосочетание: Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3 ( вскрикнет испуганно). Обозначьте и объясните известные вам орфограммы. 2) (Не)медле(н,нн)о уехать. Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)

  • Слайд 59
  • Слайд 60

    Реши пропорцию

    (спит) как убитый= ? = сломя голову=? крепко темно ? ? молодой = сухой= ? = ? моложе ? веселее ?

  • Слайд 61

    .

  • Слайд 62

    Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какай-то кустик. Когда я подошел поближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал и бросил. Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. Лингвистический анализ текста

  • Слайд 63

    В народном восприятии это колючее сорное растение, именуемое татарином (татарником), мордвином, муратом (В.И. Даль), соединяется с представлением о вредном, нечистом, злом.

  • Слайд 64

    Существительные

  • Слайд 65

    Прилагательные

  • Слайд 66

    Глаголы

  • Слайд 67

    Тема произведения? Проблемы?

  • Слайд 68

    Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат»

    Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его.

  • Слайд 69

    Лингвистическая задача

    Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. Л.С.Сухорукова Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего. И. Г. Милославский Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное), и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая), и, следовательно, стилистически оправданное С.И. Ожегов. 69

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке