Содержание
-
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКА
-
План
Проблема изучения генезиса мышления у детей в работах зарубежных авторов. Теория интеллекта Ж. Пиаже. Развитие мышления дошкольника: а) основные линии развития мышления дошкольников; б) развитие основных видов мышления; в) развитие мыслительных операций. III.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (самостоятельно).
-
Теория мышления Дж. Брунера
Центральный момент – идея развития представлений, которые всегда осуществляются с помощью какого-нибудь средства. Виды представлений: двигательные; образные; символические. Развитие интеллекта – последовательное овладение данными формами представлений, которые могут частично переходить одно в другое.
-
Теория интеллекта Ж.Пиаже
Интеллект способствует приспособлению индивида к окружающей среде. Операции – мысленное действие ребенка, которое обладает важным свойством – обратимостью, т.е. индивид может вернуться к началу мыслительного процесса.
-
Ассимиляция – стремление индивида взаимодействовать с окружающей средой таким образом, чтобы подвести ее к уже существующим у него структурам. Т.о. новый объект, новая идея интерпретируется в терминах, мыслях и действиях, которыми ребенок уже овладел.
-
Аккомодация – стремление индивида измениться в ответ на требования окружающей среды, т.е. изменить действия и представления в соответствии с новой ситуацией.
-
Стадии развития интеллекта
Сенсомоторная стадия Дооперациональная стадия Стадия конкретных операций Стадия формальных операций
-
Исследования мышления в отечественной психологии
Л.С. Выготский (усвоение понятий у детей) А.А. Люблинская (развитие наглядно-действенного мышления) А.В. Запорожец (развитие рассуждений у детей) Л.А. Венгер (моделирующая функция мышления) П.Я. Гальперин (возможности поэтапного формирования умственных действий у детей)
-
Линии развития мышления
Происходит обогащение, усложнение содержания мышления. Условием развития мыслительной деятельности является обучение; Появляется новый вид мышления (наглядно-образное, элементы словесно-логического); Происходит формирование логических форм мышления: суждений, понятий, умозаключений; Развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.
-
Н.Н. Поддьяков выявил 2 противоречивые тенденции относительно знаний, которые формируются у детей: В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Это стабильные знания, которые составляют ядро познавательной сферы ребенка; В процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти знания являются стимулятором умственной активности детей.
-
Средства и способы познавательной деятельности(Н.Н. Поддьяков)
1-я группа – преобразующе-воспроизводящие средства, с помощью которых выявляются различные скрытые свойства и связи предметов и явлений. Отражение скрытых свойств осуществляется в форме представлений или в словесной форме. Преобразование исходных данных осуществляется с помощью эталонов. В качестве последних выступают представления, отражающие в схематичном виде как общую программу таких преобразований, так и их отдельные этапы. 2 группа - классификационные средства, с помощью которых выделенные свойства и связи предметов относят к соответствующим понятиям.
-
Сущность наглядно-действенного мышления заключается в решении проблемной ситуации с помощью практических действий, направленных на преобразование познаваемого объекта и выявление его скрытых свойств. Способ осуществления – «путь проб и ошибок».
-
В дошкольном возрасте доминирующим видом мышления является наглядно-образное, которое предполагает решение проблемной ситуации путем преобразования представлений и выявления в результате скрытых, наиболее существенных связей и отношений. Основная линия развития н.-о. мышления заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частей. Основу такого оперирования составляют умения детей произвольно анализировать эти образцы.
-
Наглядно-образное мышление переходит на более высокую ступень наглядно-схематического мышления. Старший дошкольный возраст сензитивен для формирования умения оперировать схемами-моделями. (Л.А. Венгер)
-
На 7-ом году жизни возникают в условиях специально организованного обучения элементы логического мышления (понятийного), которое предполагает решение проблемной ситуации с отрывом от наглядности, с помощью системы понятий.
-
Развитие понятий и обобщений в дошкольном возрасте изучал Л.С. Выготский. Главный фактор развития понятий – речевое общение ребенка со взрослым. Образованию истинных понятий предшествует возникновение и развитие различных предпонятийных образований (комплексов, псевдопонятий), а также многообразие различных фактических связей.
-
Младшие дошкольники ориентируются на функции предметов; Старшие дошкольники – на общие свойства предметов, на связи с другими предметами.
-
Процесс формирования понятий зависит от ряда условий:
от уровня развития речи; от умения анализировать и сравнивать предметы между собой; от опыта ребенка.
-
Познавательные мотивы
1) вопросы, мотивом которых является стремление ребенка приобщить взрослого к соучастию в разнообразной деятельности самого ребенка; 2) вопросы, мотивом которых является стремление к эмпатии; 3) вопросы, мотивом которых является стремление к познанию окружающего мира: вопросы, связанные с овладение правилами поведения; вопросы познавательные в собственном смысле слова.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.