Содержание
-
Развитие познавательно – исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Материал подготовлен воспитателем ДО № 3 ГБОУ МКЛ № 1310 Герасименко Н.Н.
-
Центральная задача дошкольного образования
Не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Наиболее актуальным является формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.
-
Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников
Дает ответ на вопрос: «как?», «почему?» Наряду с игровой деятельностью обладает огромным влиянием на формирование личности дошкольника Позволяет осуществлять самостоятельный поиск знаний Проявляется в виде детского экспериментирования
-
Алгоритм подготовки экспериментирования
Выбор объекта исследования; Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов, и пр.) по изучению предмета эксперимента; Определение типа, вида и тематики экспериментирования; Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи); Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления; Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы; Определение продолжительности эксперимента (кратковременный, средней продолжительности, долговременный); Прогнозирование результата; Закрепление последовательности действий; Закрепление правил безопасности.
-
Структура детского экспериментирования
Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте); Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст); Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования; Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих капитанов (лидеров группы), помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст); Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя); Наблюдение результатов эксперимента; Фиксирование результатов эксперимента; Формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
-
Постановка проблемной задачи
Должна быть понятой, следовательно, она должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей. Должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка. Должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к познавательно – исследовательской деятельности деятельности.
-
Роль педагога
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте! Воспитатель организует познавательную, коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы с элементами дискуссии, развивает соответствующие мыслительные операции, выявляет отношение ребенка к происходящему.
-
Методы и приемы организации детского эксперимента
эвристические беседы постановка и решение вопросов проблемного характера наблюдения моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) опыты фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности «погружение» в краски, звуки, запахи и образы объекта эксперимента подражание голосам и звукам природы использование художественного слова дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации трудовые поручения, действия
-
Критерии эффективности детской исследовательской деятельности
Соответствие целей и согласованность действий педагогов, родителей и детей. Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников педагогами в детском саду, родителями дома. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности. Системность и учет возрастных особенностейребенка. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточноделикатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. оценка деятельностиребенка в его глазах и глазах сверстников.
-
Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.Леонардо да Винчи
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.