Содержание
-
Рефлексия на уроках в начальной школе
-
РЕФЛЕКСИЯ
от латинского reflexio – обращение назад; размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов); самоанализ (Толковый словарь русского языка); В ПЕДАГОГИКЕ: самоанализ деятельности и её результатов
-
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процессРЕФЛЕКСИЯ, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приёмов, в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!
-
Цель рефлексии для ученика:
не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы,применяемые другими, со своими
-
РАЗВИТАЯ СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬОБУЧЕНИЯ!!!! Рефлексию можно применять: на любом этапе урока (чаще всего в конце урока); после изучения отдельной темы, раздела.
-
Классификация рефлексии:
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ; РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА; РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности Приёмы : Карточки с изображением лиц (1-2 классы);
-
2. Цветовоеизображение настроения
а) у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока; «Сказочная поляна» (цветы раздаются в начале урока) ;
-
б) «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» (1-2 классы) чувствую себя хорошо, комфортно - яблочки если нет – листочки
-
в) «Ёжик»(аналогично «Дереву чувств»)
-
г)«Светофор» (1-2 классы) (учащиеся получают по 3 карточки);
Красная - побольше таких дел \ поучительно. Жёлтая -понравилось, но не всё \ интересно. Зелёная- не понравилось \ скучно.
-
д) «Цветик - Семицветик» (детям раздаются лепестки разных цветов);
-
3.Эмоционально – художественное оформление:
выбор учениками картины, соответствующей радостному или грустному настроению; выбор музыкального фрагмента, соответствующего настроению; выражение эмоционального состояния в виде рисунка.
-
4. Оценка эмоционального состояния (3-4 классы):-вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?»
Позитивные эмоции: -чувство победы; -восхищение; -веселье; -желание общаться; -радость; -ожидание сюрприза; -восторг; -сопереживание. Негативные эмоции: -страх; -уныние; -печаль; -тоска; -грусть; -тревога; -равнодушие; -обида.
-
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного Приёмы: -приём незаконченного предложения: «Мне было интересно…» «Мы сегодня разобрались…» «Я сегодня понял, что…» «Мне было трудно…» «Мне не понравилось…» «На следующем уроке я хочу…»
-
Я узнал понял удивился научился
-
-приём «Выбора афоризма или пословицы»:
В начале урока учащимся предлагается 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы. Нужно выбрать понравившуюся фразу и запомнить. В конце урока учащиеся выбирают высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.
-
-приём оценки «приращения» знаний и достижения целей:
«Я не знал…» «Теперь я знаю…»
-
-приём синквейна (пятистишье) /технология критического мышления;
1) Название темы. 2) Описание темы. 3) Описание действий. 4) Отношение к теме. 5) Синоним, повторяющий отношение к теме. М.Зощенко «Ёлка». 1) Лёля, Минька. 2) Бойкая, высокая, маленький, глупый. 3) Съела, взяла, разбил, отбил. 4) Остались одни. 5) Наказание.
-
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. УЧЕНИК ДОЛЖЕН не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией: Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?
-
Приёмы:
1. ПРИЁМ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА» Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);
-
2. Использование алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий);
-
ГРУППОВАЯ – учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Я приобрел… Мне захотелось…
-
Индивидуальная:
-анкетирование (в конце урока учащиеся отмечают в карточках варианты ответов); можно попросить аргументировать свой ответ На уроке я работал (активно \ пассивно). Своей работой на уроке я (доволен \ недоволен). Урок для меня показался (коротким \ длинным). За урок я (не устал \ устал). Моё настроение стало (лучше \ хуже). Материал урока мне был (полезен \ бесполезен; интересен \ скучен). Домашнее задание (лёгкое \ трудное; интересное \ неинтересное).
-
Рефлексия работы в группе
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? - делало её более эффективной - тормозило выполнение задания - не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе На каком уровне осуществлялось общение в группе? обмен информацией взаимодействие взаимопонимание Какие трудности испытывали при выполнении задания? недостаток информации недостаток средств коммуникации трудности в общении Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? сохранились единство и партнерские отношения единство было нарушено Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? лидер, выдвинувшийся в ходе работы нежелание наладить контакт большинства участников непонимание задачи, поставленной для совместной работы сама задача была трудной и неинтересной
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.