Содержание
-
"Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в образовательных учреждениях России" ©А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, 2010 pptcloud.ru
-
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом.
-
Чаще вспоминайте Закон Перлцвейга: "Кто долго "ходит вокруг" педагогической проблемы, иногда находит верное решение". Из новых Законов Мерфи
-
Классификация ошибок и затруднений 1. Связанные с пониманием сути ученического самоуправления 2. Связанные с качеством модели самоуправления 5. Связанные с педагогическими стереотипами 3. Связанные с функционированием ученического самоуправления 4. Связанные с отношением к ученическому самоуправлению
-
Ошибка № 1-п. "Смешение организационных форм детской активности: самоуправления молодежной общественной организации и ученического самоуправления". Рекомендации: - Изучить требования Законов РФ и других нормативных актов; - Подписать соглашение о партнерстве с общественными организациями. Причины: – Слабое знание Законов и нормативных актов; – Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций. Ученическое самоуправление Самоуправление общественной организации
-
Ошибка № 2-п. "Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы". Рекомендации: - Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной воспитательной технологии. Причины: – Неспособность или нежелание педагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы учреждения подсистему ученического самоуправления. Модель ученического самоуправления Модель воспитательной системы образовательного учреждения
-
Ошибка № 3-п. "Восприятие ученического самоуправления только как игры "День дублера". Рекомендации: - Использовать игровую модель "День дублера" как первый этап, например, для подготовки ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления. Причины: – Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело; - Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело. Постоянно действующая модель ученического самоуправления Разовая игровая модель "День дублера"
-
Ошибка № 4-п. "Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся". Рекомендации: Изменить регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов самоуправления; Сделать более простым и "доступным" путь вхождения состав этих органов. Причины: – Неверно составленные регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность органов ученического самоуправления. Постоянный актив ученического самоуправления Весь коллектив учащихся
-
Ошибка № 5-п. "Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят учащиеся". Рекомендации: - Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции. Причины: – Стремление "заигрывать" с обучаемыми, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления.
-
Ошибка № 6-п. "Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)". Рекомендации: Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления. Причины: – "Узкий" взгляд на возможности ученического самоуправления; - "Расширительное" толкование потенциала КДТ.
-
Ошибка № 7-п. "Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру". Рекомендации: Максимально осторожно использовать эту сферу государственного устройства, так как она регулируется реальным УК РФ и УПК РФ. Причины: – Излишнее стремление использовать "карательные" функции ученического самоуправления в "воспитательных целях".
-
1-м. Неточные, "размытые" формулировки цели и задач создания ученического самоуправления. 2-м. Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев. 3-м. Серьезные юридические "промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления. Вторая группа. "Ошибки и затруднения, связанные с качеством модели ученическогосамоуправления" 4-м. Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс (учебная группа) - республика". 5-м. Высокая степень "наукообразия" при описании модели ученического самоуправления.
-
Рекомендации: Получить квалифицированную консультацию у специалистов; Провести коллективный "мозговой штурм" для определения целей и задач создаваемого ученического самоуправления. Ошибка № 1-м. "Неточные, "размытые" формулировки цели и задач создания ученического самоуправления". Причины: – Слабое представление о цели и задачах создания ученического самоуправления в данном образовательном учреждении; - Отсутствие навыков целеполагания.
-
Рекомендации: - Использовать принцип "Нет министров без портфеля", то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности. Ошибка № 2-м. "Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев". Причины: – Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления; - Отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.
-
Рекомендации: Внимательно изучить соответствующую нормативную базу; Получить квалифицированную консультацию у специалиста. Ошибка № 3-м. "Серьезные юридические "промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления". Причины: – Низкая правовая грамотность при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.
-
Рекомендации: - Вернуться к более "естественным" моделям организации самоуправления на уровне класса (учебной группы) по типу местного самоуправления; - Использовать данную модель в очень крупных учреждениях, объединяя несколько параллелей одной структурой самоуправления. Ошибка № 4-м. "Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс (группа) - республика". Причины: – Стремление соответствовать "моде"на использование государственной символики, структуры органов власти.
-
Рекомендации: - Используя научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так и родителям, учащимся. Ошибка № 5-м. "Высокая степень "наукообразия" при описании модели ученического самоуправления". Причины: – Стремление соответствовать задаваемым научно-методическим "стандартам"; - Желание иметь научное руководство, чтобы быть "не хуже других".
-
1-ф. Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления. 2-ф. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления. 3-ф. Слабая методическая подготовка педагогов. 5-ф. Отсутствие или недостаток специально отведенного времени. 4-ф. Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д. Третья группа. "Ошибки и затруднения, связанные с обеспечением функционирования ученического самоуправления"
-
Ошибка № 1-ф. "Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления". Причины: – Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием ученического самоуправления. Рекомендации: Еще раз ознакомиться в требованием российского законодательства; Просмотреть Устав учреждения и внести необходимые изменения; Разработать и принять дополнительные локальные акты.
-
Ошибка № 2-ф. "Отсутствие подготовки активистов ученического самоуправления". Причины: – Недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки "преемников" для уже работающих активистов. Рекомендации: Разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечить "преемственность поколений" ; Постоянно обновлять программы и методику обучения актива.
-
Ошибка № 3-ф. "Слабая методическая подготовка педагогов". Причины: – Пренебрежение этой сферой педагогической деятельности; - Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике. Рекомендации: Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению; Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.
-
Ошибка № 4-ф. "Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.". Причины: – Физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, или самой оргтехники и т.д.; - Непонимание необходимости и важности создания определенных условий для работы ученического самоуправления. Рекомендации: - Выделить (по возможности) специальное помещение или составить график использования определенного помещения для организации работы органов ученического самоуправления.
-
Ошибка № 5-ф. "Отсутствие или недостаток специально отведенного времени". Причины: – Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу "все само собой образуется". Рекомендации: - Составить график и выделить специальные часы для работы органов ученического самоуправления.
-
1-о. Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педагогического совета и родительского комитета. 2-о. Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления. 3-о. Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых. Четвертая группа. "Ошибки, связанные с отношением к ученическомусамоуправлению" 4-о. Практическое игнорирование возможностей родительской общественности. 5-о. Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах образовательного учреждения.
-
Рекомендации: Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители; Проведение совместно подготовленных мероприятий. Ошибка № 1-о. "Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительского комитета". Причины: – Замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере.
-
Рекомендации: - Четко прописать те сферы компетенции, где ученическое самоуправление может и должно быть полностью самостоятельным. Ошибка № 2-о. "Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления". Причины: – Явно выраженное недоверие к органам ученического самоуправления.
-
Рекомендации: - Понять необходимость позиции "консультанта" и "помощника" и принять эту позицию по отношению к органам ученического самоуправления. Ошибка № 3-о. "Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых". Причины: – Ложно понимаемое представление о необходимости "максимального невмешательства в деятельность органов ученического самоуправления".
-
Рекомендации: Не следует рассматривать родителей только в качестве источника дополнительного финансирования мероприятий ученического самоуправления; Найти формы их привлечения к содержанию работы ученического самоуправления. Ошибка № 4-о. "Игнорирование возможностей родительской общественности". Причины: – Отсутствие опыта привлечения родителей к работе в системе школьного самоуправления.
-
Рекомендации: - Найти потенциальных партнеров, в том числи и общественные организации, с которыми возможно проводить совместные мероприятия. Ошибка № 5-о. "Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах учреждения". Причины: – Стремление "уйти" от внешних проблем, которые могут "помешать" благополучной жизни органов ученического самоуправления.
-
1-с. Формализация внедрения ученического самоуправления. 2-с. Перенос профессионального стиля общения с занятий на деятельность по самоуправлению. 3-с. Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность. Пятая группа. "Ошибки и затруднения, связанные с педагогическими стереотипами" 4-с. Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, "поручение" только исполнения уже принятых планов. 5-с. Использование формальных выборов органов ученического самоуправления. 6-с. Включение педагогов в состав органов ученического самоуправления.
-
Ошибка № 1-с. "Формализация внедрения ученического самоуправления". Причины: – Стремление "отчитаться" о том, что в образовательных учреждениях, районе, в городе создано и успешно функционирует ученическое самоуправление. Рекомендации: Принудительно не ускорять процесс введения ученического самоуправления; Создавать благоприятные условия для "естественного" выращивания той или иной модели ученического самоуправления.
-
Ошибка № 2-с. "Перенос профессионального стиля общения с занятий на деятельность по самоуправлению". Причины: – Не понимание (или сознательный отказ восприятия) природы ученического самоуправления как принципиального иного способа общения в системе "ребенок- взрослый". Рекомендации: - Следует больше использовать формы и методы объяснения, убеждения, согласования, совместной деятельности.
-
Ошибка № 3-с. "Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность". Причины: – Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников. Рекомендации: Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения.
-
Ошибка № 4-с. "Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, "поручение" только исполнения уже принятых планов". Причины: – Восприятие ученического самоуправления как "исполнительного органа власти педагогов". Рекомендации: - Вернуть органом ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права.
-
Ошибка № 5-с. "Использование формальных выборов органов ученического самоуправления". Причины: – Отсутствие механизмов демократических выборов и практического опыта их применения. Рекомендации: - Разработать и ввести в действие реальные демократические процедуры выборов на всех уровнях от класса (группы) до всего образовательного учреждения.
-
Ошибка № 6-с. "Включение педагогов в состав органов ученического самоуправления". Причины: – Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов ученического самоуправления. Рекомендации: - Формировать органы ученического самоуправления только из представителей коллективов учащихся.
-
Помните правило Бертрана Рассела: "Не беспокойтесь насчет того, каким образом избежать педагогических ошибок, - по мере того, как вы будете становиться старше, они сами начнут вас избегать. Но это правило распространяется только на тех, кто постоянно работает над собой". Из новых Законов Мерфи
-
Успехов, уважаемые коллеги!
-
Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образования АПК и ППРО Адрес: aspru@mail.ru Сайт:http://aspru.com Портал: www.5values.ru Новикова Т.Г., профессор, доктор педагогических наук, зав.кафедрой развития образования АПК и ППРО tgnov@mail.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.