Содержание
-
Система оценивания в начальной школе
1 класс – безотметочное обучение
-
Безотметочная система оценивания
Правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, не критиковать исполнение, ставить перед ребенком только конкретные цели, не ставить перед первоклассником несколько целей одновременно и т.д.) Развернутая словесная оценка учителя, иногда письменная, а раз в четверть – письмо ученику и родителям о том, каковы достижения и где следует постараться еще. Родительские собрания, где на фоне общего сообщения о результатах движения класса родители по лежащим перед ними работам ребенка могут увидеть его движение по сравнению со всем классом; здесь могут быть представлены и анонимные рейтинги контрольных работ. Индивидуальные беседы с родителями. Выставки всех продуктов учебной работы детей. Система портфолио (накопление продуктов детской учебной работы, начало которой связано с индивидуальным интересом учащегося, в портфолио фиксируются интересы ребенка и их динамика). Задания, не требующие оценки со стороны, они сами демонстрируют ученику уровень его достижений. Шкалы, отражающие динамику результатов. Шкалы, позволяющие видеть перспективу. Рейтинговая контрольная работа, где баллы определяются совместно с детьми, а затем каждый сам может определить результат выполнения. Система внеурочных образовательных событий (предметные игры, конкурсы, праздники, творческие экзамены, детские проекты и т.д.)
-
Новые формы оценивания учебных достижений школьников
«Портфель» ученика «Рефлексивная карта» ученика «Карта успеха» ученика «Лист самооценки ученика»
-
«Портфель» ученика
Цели составления «портфеля»: Для учителя: а) выявление уровня владения умениями и навыками; б) выявление пробелов в подготовке. Для ребенка: а) выработка положительной мотивации и интереса к учению; б) развитие самоанализа и самооценки.
-
Процедура составления «портфеля» проста. Материал для оценивания собирают сами дети, обсуждая его с учителями и родителями. Отдельные элементы «портфеля» переходят вместе с учеником из года в год. В ходе совместного обсуждения с учениками определяется, из каких элементов будет состоять «портфель», как он будет выглядеть. Например: Письмо владельца «портфеля», в котором отражена цель его создания. Оглавление. Работы учащегося. Самоанализ работы за год. Содержательная характеристика учителя. Работы, которые ученик считает лучшими. Результаты тестов, проверочных работ. Образцы изобразительного творчества. Схемы индивидуальных и групповых проектов. Формы, образцы оформления результатов проекта.
-
Весь материал ученик собирает в папку с прозрачными файлами, которая будет храниться у него. Каждая работа, включенная в «портфель», снабжена листом самооценки выполнения задания. Формы оценки «портфеля» каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть: Публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, родительском собрании). Выставка «портфелей» (по желанию учащихся). Критерии оценки «портфеля» также определяются индивидуально: творчество; факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка); понимание и полнота отражения учебного материала. Предварительные результаты: работа по технологии «портфеля» позволяет учителю: Оценивать уровень самостоятельности детей; Выявить проблемы формирования самооценки учащегося; Определить преобладающую мотивацию ребенка; Оценить уровень владения умениями и навыками.
-
«Рефлексивная карта» ученика
Цели составления «рефлексивной карты»: Для учителя – это средство оценивания: а) интеллектуальных, коммуникативных проявлений ребенка; б) уровня овладения предметными знаниями, умениями, навыками. - Для ребенка «рефлексивная карта» помогает: а) сформировать умения словесно оценивать свою работу, сравнивать с образцом или результатами предыдущей работы; б) дать представление о конкретных умениях и навыках, которые должны быть сформированы; в) выработать потребность в организации своего труда.
-
Процедура составления и работы с «картой». «Рефлексивная карта» представляет собой листы плотной бумаги, которые вклеиваются в дневник ученика. В ней отмечены предметные умения и навыки, которые дети должны приобрести в процессе обучения, а также коммуникативные умения и личностное развитие ребенка. Набор рубрик, вносимых в «карту», составляется учителем. Еженедельно, ежемесячно или по четвертям ученик и учитель в соответствующих графах ставят условные знаки. Ученик (самооценка) ставит: ! – знаю или умею очень хорошо * - иногда ошибаюсь ? – пока самостоятельно не выполняю Учитель (оценка) ставит: + - знает, умеет применять на практике * - знает, но иногда ошибается ? – пока испытывает трудность Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель либо соглашается с ней, либо вносит коррективы. Отметки первоначально делаются карандашом, затем выделяются ярким цветом (особенно успех). В конце учебного года «карта» будет вложена в «портфель» ученика, в раздел «Мои достижения по предметам».
-
Предварительные результаты: «Рефлексивная карта» дает возможность учителю контролировать процесс овладения учащимися определенными умениями и навыками, вовремя выявить затруднения и оказать необходимую помощь. Родители после ознакомления с «Рефлексивной картой», как показал опыт, проявляют больший интерес и начинают внимательнее относиться к учебному труду ребенка. Возможные риски: Работа с «картой» может стать формальной, если не приучать детей к самоанализу. Заполнение «карт» будет трудоемким, если работа ведется несистематически. Очень важна разъяснительная работа с родителями. Родитель, не понимающий учителя, превращается в недруга.
-
«Карта успеха» ученика
Цели ведения «карты»: «Карта успеха» вводится для первоклассников и работает на успех ученика, позволяет дифференцированно подойти к оцениванию, формирует самостоятельность и ответственность.
-
Процедура составления и работы с «картой»: На начальном этапе в 1-ом классе вводится словесная оценка за содержательный ответ, интересное высказывание, «умный» вопрос или творческое проявление. По мере того, как у ребят накапливается учебный опыт, определенные знания и умения, им становится мало словесных оценок. Постепенно учителя 1-ых классов вводят разбор ошибок, допущенных учениками, выписывают их на доску, предлагают создать игровую ситуацию. Затем ребенок ищет ошибки в работе соседа по парте, но не ограничивается их исправлением, а обязательно дает совет, о чем нужно вспомнить ученику, допустившему ошибку, какое правило повторить. Далее школьник самостоятельно ищет это правило в учебнике или справочнике. Работа усложняется, и в итоге завершается самооценкой и рекомендациями – «советами самому себе». Совместными усилиями разрабатываются и вводятся «карты успеха», на каждую четверть создается отдельная «карта», неусвоенные вопросы и неотработанные умения переносятся в «карту» на другую четверть.
-
«Карта успеха» ученика (письмо)
-
«Карта успеха» ученика (математика)
-
«Карта успеха» за I четвертьУсловные обозначения: + - знает и умеет принять на практикеV – знает, но иногда ошибается? – самостоятельно не выполняет
-
«Лист самооценки ученика»
Цель использования: Работая с этим листом, учитель может определить направление развития и пути работы над возникшими у ребенка проблемами. Процедура и материал: Лист самооценки заполняется в начале изучения темы и в конце. Класс ________________________ Фамилия, имя ___________________________________________________ Предмет ______________________ Тема ___________________________________________________________ Что нового узнал? ________________________________________________ Чему новому научился? ____________________________________________ Чему хотел научиться, но не получилось? _____________________________ Почему не получилось? ____________________________________________ Какие проблемы возникли при работе над темой ? ______________________ Пути решения проблем. ____________________________________________
-
«Карта успешности»
Цель использования: Ученики, неуспешные в учебе, могут быть успешными в других видах деятельности. Чтобы поддержать ситуацию успеха, учителя изучают, в каких областях ребенок считает себя успешным. Процедура. Ребенку предлагается следующая анкета: 1. В каком из перечисленных видов деятельности ты чувствуешь себя наиболее успешным? Учебная деятельность - Здоровье Спорт - Общение Труд - Семья Творчество - Личный рост 2. Кто заметил твой успех? Друг - Родные Учитель - Кто-то еще Одноклассники 3. Считаешь ли ты себя успешным человеком? Да - Иногда Скорее, да - Нет 4. Вспомни и опиши несколькими предложениями свой самый большой успех.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.