Содержание
-
Методический час Тема: Социально-психологические аспекты возникающие при работе с детьми ОВЗ у участников образовательного процесса (педагог-психолог Грек Т.В.) Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании и сохранении психологического здоровья детей с ОВЗ, координация действий всего персонала в отношении формирования позитивного отношения к себе и к миру ребенка с ОВЗ. Задачи: 1.Снятие предубеждений и неадекватных педагогических установок в связи с воспитанием детей с ОВЗ . (фильм, определение инклюзивного образования) 2. Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс дошкольного учреждения (о решении задач личностного развития ребёнка, формирования положительного образа «Я», повышении уровня психологического здоровья как предупреждении вторичных отклонений в развитии детей) 3.Обогащение педагогического опыта в области воспитания детей с использованием системы субъект-субъектных отношений содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ).
-
Традиционное образование Индивидуальное планирование 1.Снятие предубеждений и неадекватных педагогических установок в связи с воспитанием детей с ОВЗ Потребности каждого ребёнка индивидуальны, а учебный план один (все изучают одинаковые предметы, один способ измерения успеха) Традиционная система не учитывает особенности разных детей,не поддерживает тех у кого есть проблемы в обучении (талантливых, с нарушениями эмоциональной сферы и т.д.), а ориентируется на среднюю группу. В результате маленький процент детей может быть успешен. Индивидуальное планирование нужно для того, чтобыкак можно больше детей было включено в образовательный процесс по заложеннойпрограмме.
-
Какое образование называется инклюзивным? Инклюзивное образование фр.inclusif – включающий в себя – процесс развития общего образования, который предусматривает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Юнеско рассматривает инклюзию как «динамический развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию детей и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса
-
2. Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс дошкольного учреждения Дети с ОВЗ характеризуются недостаточностью эмоциональных контактов с окружающими людьми и социальной действительностью. Кроме этого, как показывают наблюдения, социальная ситуация развития ребенка с ОВЗ определяется педагогическими и личностными установками взрослых; эти установки не всегда адекватны и не всегда помогают ребенку в личностном плане, решая лишь проблемы дефектологического характера. Я считаю, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ, должна выражаться не только в медицинском, дефектологическом подходе к детям а ещё и в решение задач личностного развития ребенка, формирования его положительного образа - «Я» и повышение уровня психологического здоровья в практике комбинированного детского сада. На мой взгляд, необходим перенос акцента на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии разных сфер жизнедеятельности ребенка.
-
Принимая во внимание важность коррекции разных сфер жизнедеятельности ребенка необходимо понимать, что же в нашем понимании “норма” психологического здоровья? Для психологического здоровья норма - это присутствие определенных Личностных характеристик, позволяющих ребенку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, что-то изменять вокруг себя. Норма - это тот прогностический результат, который служит ориентиром для организации психологических и педагогических условий ее достижения.
-
Отсутствие психологического здоровья у ребенка - это отсутствие возможности развития и адаптации в обществе, неспособность ребенка к выполнению своей внутренней, «природной» задачи. Исследователи выделяют три уровня психологического здоровья (по Хухлаевой О.В) Высший уровень (креативный). Устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления проблем, активное творческое отношение к жизни. Средний уровень (адаптивный). В целом адаптивность в социуме, однако наблюдается некоторая повышенная тревожность, средний запас прочности психологического здоровья. Низкий уровень (дезадаптивный, или ассимилятивно - аккомодативный). а) ассимилятивный – ребенок стремится приспособиться к внешним условиям в ущерб своим желаниям и потребностям, ригидность (низкая самооценка, заторможенность, тревожность); б) аккомодативный - ребенок использует активно - наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям; негибкость поведенческих стереотипов, недостаточная критичность (демонстративность, негативизм, агрессивность).
-
Следует отметить, что у детей с ОВЗ преобладают адаптивный и дезадаптивный (чаще ассимилятивный), уровни психологического здоровья. Если мы не учитываем особенности таких детей, появляются ряд психологических проблем детей с ОВЗ, основой которых является фиксированность на собственных переживаниях, неуверенность в своих силах, неадекватный Образ - “Я”: Повышенный уровень тревожности, проявление страхов. Негативистическаядемонстративность, агрессивность. Двигательная расторможенность или заторможенность (как результат эмоциональной неустойчивости). Нарушения внимания (как результат нарушения саморегуляции в поведении). Замкнутость, скрытность. Пессимистические тенденции.
-
Когда мы меняем установки мы меняем задачи управления детским коллективом с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Такими задачами являются : 1.Развитие индивидуальных особенностей. 2.Создание благоприятного психологического климата Из этого можно заключить, что психологическая коррекция проблем таких детей должна осуществляться по линии побуждения их активности в поиске и раскрытии своих творческих способностей, в побуждении их к созданию позитивной картины мира, в создании адекватного положительного Образа - “Я”. При этом мы исходим из понимания Образа - “Я” как особого представления индивида о самом себе. Образ - “Я” определяет отношение человека к самому себе, выступая основой для построения взаимоотношений с другими людьми; следовательно, формирование адекватного Образа - “Я” является базой для успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ в обществе. Формирующийся позитивный Образ - “Я” в детстве является предпосылкой успешности человека во “взрослости”.
-
3.Обогащение педагогического опыта в области воспитания детей с использованием системы субъект-субъектных отношений Я хочу вам рассказать о моём опыте работы на примере Серафима. Основой работы с детьми ОВЗ является активизация процессов индивидуального развития детей-дошкольников; коррекция и компенсация выявленных нарушений в разных сферах жизнедеятельности ребенка; выявление и развитие резервных возможностей и творческих способностей каждого ребенка.
-
В процессе работы решала задачи: 1.Коррекцию личностных нарушений, негативных черт характера, деформированных взаимоотношений. 2.Формирование социальных мотивов и средств удовлетворения потребностей ребёнка. 3.Обучение различным средствам и способам коммуникации. 4.Совершенствование способов самоорганизации целенаправленной деятельности (постановка задач, выбор способа действия, приемы самоконтроля). 5.Обучение способам действия, их переносу в новые условия и переключению с одного способа действия на другой. 6.Формирование умения правильно ориентироваться в различных проблемных ситуациях, адекватно реагировать на их изменение, с выбором оптимального для данных условий стиля поведения. 7.Формирование у ребёнка способности к психической самозащите в экстремальных ситуациях, в период перенапряжения и перегрузки. 8.Воспитание культуры полов, полоролевую социализацию. 9.Развитие социально-приемлемых способов отреагирования отрицательных эмоции. 10.Формирование позитивной мотивации в учебной деятельности. 11.Формирование адекватного, доброжелательного восприятия коллектива, снижение негативизма. 12.Снижение уровня тревожности, агрессии.
-
В ходе работы использовались методы и приемы: Сказкотерапия. Игры - драматизации. Сюжетно-ролевые игры Арт-терапия Я хочу вам рассказать о моём опыте работы на примере работы с ребёнком с ОВЗ.
-
Начальный этап: ребёнок не принят в группе, наблюдается агрессивное поведение, неадекватное реагирование на ситуации возникающие в группе.
-
В ходе коррекционной работы у мальчика повысился социометрический статус в группе сверстников. Уровень тревожности снизился; при этом снизилась агрессивность, конфликтность. В личностном поведении снизился уровень отрицательного доминирования и повысился уровень положительного доминирования и положительного подчинения. Ребёнок учился простым способам разрешения конфликтов в игровой ситуации и переносил игровые действия на игру в детском коллективе, стал задавать вопросы взрослым, почему это считается неправильно, почему надо реагировать так или иначе. Эмоциональный фон в целом стабилизировался, преобладают положительные эмоции.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.