Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» г. Сыктывкара «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Автор-составитель: старший воспитатель Вежнина Людмила Николаевна
-
Нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (утверждена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21).
-
В Примерной программе воспитания отмечено, что в основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества. Для того чтобы эти ценностиосваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО:
-
ЦЕННОСТЬ ТРУДА – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ Цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Основные задачи трудового воспитания: 1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
-
Задачи трудового воспитания:
-
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)
-
Виды трудового воспитания в дошкольной организации Самообслуживание Хозяйственно-бытовой труд Труд в природе Ручной труд
-
Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей
-
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания
-
Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
-
Труд в природе -в центре природы, в цветнике, на огороде
-
Ручной труд- развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней
-
Недостатки в основном процессе по трудовому воспитанию в ДОО.
-
Недостатки в результатах. У большинства детей: Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества; Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми; Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества; Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности. В решении данной проблемы необходимо: Во-первых, помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, проявлять инициативность. Во-вторых, развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.
-
Компоненты трудовой деятельности.
-
Дефицит именно этих качеств отмечается не только у школьников, но и у многих взрослых. А начало формированияэтих базовых качеств приходится именно на дошкольный возраст.
-
-
Оборудование соответствует возрастным возможностям детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасными. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. Специально оборудованное место «приглашает» детей к труду. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию в дошкольном учреждении.
-
В групповой среде необходимо размещать схемы, алгоритмы действий выполнения труда, трудовых поручений, самообслуживания на уровне глаз детей. Наглядные материалы развивают самостоятельность, внимание и активизируют мышление детей. В старшем дошкольном возрасте существует положительная практика в составлении схем, алгоритмов, сделанных детьми. Воспитатель обсуждает (исследует) с детьми последовательность действий, затем дети изображают на бумаге.
-
Оборудование: Хозяйственно-бытовой труд: клеёнка, тазы, ведёрки, тряпочки, фартуки, щётки, веник, совочки. Труд в природе: фартуки, клеёнка, тряпочки, губки, кисточки, пульверизатор, лейки, палочки для рыхления, ящики для посадки семян, альбомы наблюдений. Ручной труд: бросовый и природный материал, бумага, ткань, картон, схемы по ручному труду, конструирования из бумаги, ножницы. Каждая образовательная организация определяет свои условия для реализации трудового воспитания дошкольников и описывает в Программе воспитания. Важно пополнять среду, которая окружает детей в группе фотографиями детской деятельности, альбомами. Например, «Мы дежурим», «Юные огородники», «Маленькие помощники», «Профессии моих родителей» и т.д. В группе есть тематические настольные игры.
-
Выделяют три формы организации труда детей: Поручение; Дежурство; Коллективно-трудовая деятельность. ДЕЖУРСТВО:
-
Содержание трудовой деятельности дежурных: Дежурные определяются ежедневно. Обычно это 2 ребёнка. Правило, по которому определяются дежурные, нужно выработать вместе с детьми, и оно должно быть понятно всем. Обязанностидежурных тоже должны быть всем понятны, и в первую очередь самим дежурным. Обычно дежурные объявляются на утреннем круге. Дежурным необходимо давать посильные задания, чтобы они знали свои обязанности и могли успешно с ними справиться.
-
В содержание труда дежурных по столовой входит сервировка стола. Дежурных необходимо как-то выделять, например, выдавать фартуки или повязки. Например, дежурные надевают форму, сервируют стол посудой, которую подготовил младший воспитатель. После еды дежурные уносят салфетки, ложки, тарелки из-под хлеба. Остальное уносит младший воспитатель в целях безопасности детей. Воспитатель приучает детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относится с уважением к их труду.
-
Необходимо позаботиться о том, чтобы все знали, кто сегодня дежурит: обозначить имена дежурных на стенде. Имена дежурных можно писать (средний, старший дошкольный возраст), помещать фотографии или картинки. Всё это обговаривается совместно с детьми.
-
Содержание работыдежурных по подготовке к занятиям. Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные могут помочь раздать необходимый материал, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал из методического кабинета, помочь специалистам - стереть пыль, расставить стульчики. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.
-
У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства – дежурство в центре природы. Разъяснить значение этого вида дежурства можно в совместной деятельности при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений. В уголке природы дежурные поливают растения, обрызгивают, обтирают их листья, рыхлят землю, ведут календарь погоды.
-
Проявление отрицательного отношения детей к труду дежурных имеет следующие причины: 1. Отсутствие у детей необходимых навыков, что не позволяет им справиться с поручением, получить нужный результат; 2. Невнимание воспитателя к труду дежурных, оценке их деятельности. Дежурство – это почётно, это важно, это интересно, это ответственно. Именно такое отношение к общественно - полезным занятиям надо формировать у детей.
-
Формы и методы работы с родителями: - Совместные мероприятия с родителями по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Например, совместные проекты «Профессии моих родителей»). - Благоустройство территории: оформление участков групп, озеленение участка, совместное сооружение зимних построек. - Оформление групповых комнат к праздникам. - Совместные творческие выставки поделок. - Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты, мастер-классы). - Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев и т.д.). - Встречи с интересными людьми (из числа родителей).
-
Творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
-
Список использованных источников: 1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2020. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (утверждена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21). 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р). 5. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.