Содержание
-
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ
Выполнили: ст.воспитатели Шепилова Е.С., Деревенских Л.В.
-
-
Задачи трудового воспитания в ДОУ
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
-
Трудовая деятельность в ДОУ в соответствии ФГОС
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие». В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда
-
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
-
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); Принцип развивающего образования (системности и последовательности); Принцип новизны (использование новейших информационных технологий); Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)
-
Виды труда дошкольников.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к трудовой деятельности, осуществлять их всестороннее развитие. Различают четыре основных вида детского труда: - самообслуживание, - хозяйственно – бытовой труд, - труд в природе, - ручной труд.
-
Компоненты трудовой деятельности
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент Цель - это то, к чему надо стремиться. Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
-
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам
-
Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах
-
Самообслуживание- труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей
-
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания
-
Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
-
-
Труд в природе -в уголке природы, в цветнике, на огороде
-
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе
-
Ручной труд- развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней
-
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда
-
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.
-
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.
-
-
Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна: обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
-
Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогам может помочь письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
-
Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.
-
Недостатки в основном процессе:
Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и др.; Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества; Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей и др.).
-
Недостатки в условиях:
Недостаточное количество методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества; Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).
-
Недостатки в результатах:
У большинства детей: Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества; Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми; Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества; Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.
-
В решении данной проблемы необходимо:
1. Стремиться устранять недостатки в образовательном процессе; 2. Помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта; 3. Развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.
-
Для устранения недостатков следует обратить внимание:
на формы и методы работы с детьми; на обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями; для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделить больше внимания совместной работе детского сада и семьи.
-
Клуб умных и находчивых
Мозговой штурм – закончи пословицу, поговорку: Меньше слов, да больше дела. Глаза страшатся, а руки делают. Хочешь жить – умей вертеться. Кончил дело – гуляй смело. Терпение и труд – все перетрут. Не потрудиться, так и хлеба не родится. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
-
Глазам страшно, а руки сделают. Семь дел в одни руки не берут. За всякое дело берись умело. Муравей не велик, а горы копает. Покуда цеп в руках, покуда и хлеб в зубах. За много дел не берись, а в одном отличись. Не говори, что делал, а говори, что сделал. Ест за вола, а работает за комара. Не все те повара, у кого ножи длинные. Не учи безделью, а учи рукоделью.
-
Не хвались наперед, погляди в конец Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь. Уменье и труд все перетрут. Землю красит солнце, а человека труд. Без труда нет плода. Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. На работу он сзади последних, а на еду — впереди первых.
-
«Творческий» - с помощью жестов, показать пословицу).
- Труд человека кормит, а лень портит. - Что посеешь, то и пожнешь. - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. - Кто не работает, тот не ест.
-
Решалкино
1. Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей? (самообслуживание) 2. Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение) 3. Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство) 4.Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной) 5. Метод стимулирования детского труда. (поощрение) 6. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (коллективный) 7. В какой группе вводятся дежурства по столовой? (средней)
-
Педагогическиеситуации
Ситуация 1. Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?.. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?..» – и резко надевает белье на куклу. Объясните возможные причины такого поведения ребенка. Какие выводы вы сделали для себя? Ситуация 2. За ребенком в детский сад пришла мама. Сын показывает ей сложенный из бумаги стаканчик и радостно сообщает: «Посмотри, мама! Я сегодня научился складывать стаканчик из бумаги! Когда мы пойдем в парк, захотим пить, я достану этот стаканчик и мы попьем из него». Мама, посмеиваясь над ребенком, говорит: «Ну что за глупости, разве у нас стаканов нет? Да и бумажные всегда купить можно». Мальчик грустно смотрит на свой стаканчик. Радость в его глазах погасла. Как вы объясните маме ребенка неправильность такого отношения к сыну?
-
Ситуация 3. Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей? Ситуация 4. К вам обратилась мама вашего воспитанника: «Я не раз наблюдала, насколько охотно мой сын выполняет ваши задания: и на стол накрывает, и пыль вытирает с игрушек, и убирает после занятия пособия. Но дома его ничего не заставишь сделать! Как мне следует поступать?» О чем вы спросите маму ребенка? Какие причины, по вашему мнению, лежат в основе такого поведения? С чего, по вашему мнению, следует начать разговор с мамой, чтобы установить доверительное отношение к вам? Какие советы вы дадите родителям этого ребенка?
-
Ситуация 5. Вы организуете коллективный труд детей в старшей группе. По окончании работы к вам подходит ребенок и жалуется на сверстника, который совсем ничего не делал, не трудился вместе с детьми. Как вы отнесетесь к его жалобе? Какие выводы сделаете для себя? Ситуация 6. Поливая растения, ребенок действовал неосторожно, торопливо – пролил воду, намочил костюм, обувь. Воспитатель раздраженно замечает: «Ну сколько налил воды вокруг! Да и сам весь мокрый. Никогда больше не разрешу тебе поливать растения!» В чем ошибка воспитателя? Какие советы вы дадите ему? Ситуация 7. Пятилетний Гена впервые пришел в детский сад, к труду он не был приучен. Воспитатель сразу потребовал от него убрать свою постель после сна. Мальчик сопротивлялся, взялся за работу неохотно и в конце концов не справился с нею. Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы, как педагог должен себя вести?
-
Вывод:
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь высоких результатов.
-
-
Желаем творческих успехов