Презентация на тему "Сознание и познание"

Презентация: Сознание и познание
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.97 Мб). Тема: "Сознание и познание". Предмет: педагогика. 28 слайдов. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Сознание и познание
    Слайд 1

    Презентация открытого урока по предмету «Основы философии» на тему: «Сознание и познание.» преподавателя кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ИИФ и СМИ СПО КБГУ Хутовой Марины Хамидбиевны

  • Слайд 2

    Содержание 1. Проблемы сознания в истории философии 2. Современные естественнонаучные данные о мозге и сознании 3. Познание и его значение в жизни человека

  • Слайд 3

    Цели: Раскрыть проблему сознания и познания в истории философии. Определить роль и значение познания в жизни человека. Продолжить работу по развитию творческих способностей студентов. Формировать самостоятельность мышления студентов.

  • Слайд 4

    1. Проблемы сознания в истории философии

    Сознание является объектом внимания естественных и гуманитарных наук, каждая из которых исследует сознание с точки зрения предмета своей науки. Но особенности мыслительной деятельности человека могут быть приняты на основе общих представлений о сознании. Такое общее универсальное знание дает философия. Уже в античной философии выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит к Сократу, другая связана с именем его ученика Платона.

  • Слайд 5

    Философская традиция Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю» «Сознание может дать противоречивое представление об изучаемых вещах» Философская традиция Платона: «Помимо мира вещей, существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум»

  • Слайд 6

    На протяжении всего Средневековья в Европе была распространена именно вторая точка зрения, поскольку она совпадала с основными положениями христианства. Эпоха Ренессанса возродила интерес к человеку и к его сознанию, а философия Нового времени поставила ряд основных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и познания.

  • Слайд 7

    Рене Декарт – яркий представитель рационализма (от лат. – разумный, сознательный), обращает внимание на потенциальные возможности человека. «Мыслю, следовательно, существую», - так он определяет смысл своей философии.

  • Слайд 8

    Джон Локк– представитель сенсуализма (с лат.-чувство),считал, что в интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах. Человек познает мир при помощи органов чувств.

  • Слайд 9

    Сторонники иррационализма (от лат. – неразумный, бессознательный) предполагают, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его вера, интуиция, инстинкт помогают понять хаотичный и случайный в своей основе поток жизни .

  • Слайд 10

    На протяжении многих веков развивалась и материалистическая традиция сознания. Чаще всего она была связана с естественными науками и содержала в своем объяснении все достижения и заблуждения науки своего времени. Сознание, с точки зрения материалистической философии, - это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающую действительность в идеальных образах.

  • Слайд 11

    Головной мозг – орган сознания; Объективный мир – источниксознания; Головной мозг человека состоит из 50-60 млрд. нейронов - нервных клеток, которые сильно отличаются от других клеток организма по строению и функциям. Они имеют тело и отростки: один длинный отросток – аксон, и множество коротких - дендриты 2. Современные естественнонаучные данные о мозге и сознании

  • Слайд 12

    Верхняя часть мозга - серое вещество иликорасостоит из тел нервных клеток - нейронов – и имеет глубину3-6 мм Под корой расположено белое вещество – это отростки нейронов – аксоны и дендриты, которые, пересекаясь, образуют синапсы (соединения) Каждый нейрон имеет до 10 тысяч соединений со своими соседями. Эти соединения – синапсы – осуществляют прием, передачу, хранение и переработку интеллектуальной информации.

  • Слайд 13

    Мозг человека имеет три функциональных блока: Первый блок осуществляет тонус коры, её нормальную жизнедеятельность; Второй блок обеспечивает прием, переработку и хранение информации; Третий блок программирует поведение человека, регулирует и контролирует все действия человека.

  • Слайд 14

    В задачу мозга входит гомеостаз,т.е.процессы внутреннего состояния организма, необходимые для жизнедеятельности человека :

    дыхание; кровообращение; терморегуляция; пищеварение; сон или бодрствование эмоции: тревога; боль; стресс болезнь удовольствие радость Все положительные и отрицательные реакции человека – это тоже задача мозга

  • Слайд 15

    Сознание предполагает: память внимание волю интересы потребности Все названные составляющие сознания формируют интеллект личности, который зависит как от генетических особенностей, так и от избранной человеком жизнедеятельности. Интеллект развивается в процессе самоэксплуатации, самоупотребления. Мыслит не сам мозг по себе, а человек при помощи мозга. И содержание мышления определяет предметная деятельность самого человека, живущего в определенных социально-экономических и культурных условиях общества. Мозг не источник, а орган сознания. Поэтому первопричина функционирования сознания находится вне мозга – в объективном мире.

  • Слайд 16

    Мыслят не только люди, но и животные, они обладают конкретным мышлением. Но сознательная мыслительная деятельность (абстрактное мышление) возможна лишь на основе языка. Именно язык является основным орудием, с помощью которого люди строят свою умственную деятельность, свой опыт. Поэтому сознание зависит от языка.

  • Слайд 17

    Ужев философии античной Греции были представлены все проблемы познания и подходы к их решению: одно из направлений было заложено философией Сократа; второе – представлено философией Платона; третья концепция принадлежит Демокриту 3. Познание и его значение в жизни человека

  • Слайд 18

    Философская традиция Сократа «Познай самого себя» «Физический предметный мир вещей недоступен человеческому разуму. Поэтому проблема познания сводится к самопознанию»

  • Слайд 19

    Философская традиция Платона «Источник познания – это воспоминание бессмертной души о «мире идей», в котором она существовала до её «переселения» в тело человека»

  • Слайд 20

    Философская традиция Демокрита «В процессе ощущений, получаемых от мира вещей, человек овладевает «темным знанием». Когда он не в состоянии воспринимать мир с помощью чувств, то вынужден обращаться к разуму». «Душа - это одновременно орган ощущения и мышления»

  • Слайд 21

    В Новое время европейская философия развивает практически все направления философского познания: сенсуалистическое, связанное с разработкой эмпирического знания; рационалистическое, обосновывающее ведущую роль и значение разума в познании; субъективно-идеалистическое,обратившее особое внимание на активную роль субъекта познания и заявившее, что «без субъекта нет объекта»; объективно-идеалистическое, в котором познание рассматривается как божественное откровение; материалистическое, считающее, что познание – это процесс перехода от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному и точному знанию.

  • Слайд 22

    Наибольшую известность в философии Нового времени получает агностицизм, как особое философское направление, отрицающее возможность истинного познания мира человеком. Классическими представителями этой точки зрения были Дэвид Юм и Иммануил Кант. Дэвид Юм Иммануил Кант

  • Слайд 23

    Они утверждали, чтокаждый человек, познающий мир, имеет дело лишь с собственным опытом, за пределы которого он не в состоянии выйти. Поэтому человек, как субъект познания, не имеет возможности правильно оценить объективную реальность и не может знать об истинности или ложности своего опыта, о его соответствии или несоответствии реальному миру. Материалистическая философия всегда утверждала, что мир познаваем. Критерием истинности знания выступали такие формы практики, как научный опыт и общественно-историческая деятельность людей

  • Слайд 24

    Выделяют три главные области познания:

  • Слайд 25

    Если объяснение в познании и рефлексия (сосредоточение человека на самом себе как на объекте) всегда были предметом анализа философии, то проблемам понимания, как осмысления знаний, наука стала уделять внимание недавно. В процессе познания человек осуществляет переход от незнания к знанию, а затем к пониманию имеющихся знаний о мире. Возникает новое философское направление, задачей которого является толкование, разъяснение знаний. Оно получило название герменевтики, по имени античного бога Гермеса, который приносил людям вести от богов и разъяснял смысл этих вестей. Задачей герменевтики является обеспечение правильной интерпретации знания.

  • Слайд 26

    Библиография

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М., 2012 Добрынина В.И. Сознание. Познание. Творчество. М. 2013 Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 2013 Основы философских знаний: учебник под ред. Большакова А.В. М.,2010 Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., 2011

  • Слайд 27

    г о м е о с т а з и с ю м ер е ев ти а п л а т н о к р т ак с о н н е й р о н д е н д р и т л о к к п о з н а н и е оз на и с напс емо р т с ен у а л и з м аг ос тиц и з м к а н т дек р т

  • Слайд 28

    По горизонтали: 1. Процессы внутреннего состояния организма человека, необходимые для нормальной жизнедеятельности; 2. Английский философ – агностик; 3. Длинный отросток нейрона; 4. Нервная клетка головного мозга; 5. Короткий отросток нейрона; 6. Немецкий философ – автор теории агностицизма; 7. Английский философ – сенсуалист; 8. Процесс перехода от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному и точному знанию По вертикали: 1. Наука о понимании и правильной интерпретации текстов; 2. Древнегреческий философ, автор теории «идей»; 3. Свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в идеальных образах; 4. Философ – рационалист, утверждавший: «Мыслю, следовательно, существую» 5. Древнегреческий философ, сводивший познание к самопознанию; 6. Метод философии, считающее чувства основой познания; 7. Направление философии, отрицающее возможность познания; 8. Древнегреческий философ – материалист, утверждавший, что душа – это одновременно орган ощущения и мышления; 9. Связи между нейронами, где происходят прием, передача и хранение интеллектуальной информации

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке