Презентация на тему "Вопросы гносеологии"

Презентация: Вопросы гносеологии
Включить эффекты
1 из 65
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Вопросы гносеологии"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 65 слайдов. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по философии для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Вопросы гносеологии
    Слайд 1

    Вопросы гносеологии

  • Слайд 2

    Тема: Познание как процесс освоения мира

    Субъект и объект познания. Чувственное отражение и его формы. Рациональное познание, формы мышления.

  • Слайд 3

    «Что я могу знать?»

    Первый по порядку из трёх наиболее существенных философских вопросов, поставленных И.Кантом перед философией. Поисками ответов на этот вопрос занимается гносеология.

  • Слайд 4

    Гносеология

    Гносеология (от греч.) gnosis logos + знание учение Раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности

  • Слайд 5

    Основные проблемы познания

    Основные проблемы гносеологии Познаваем ли мир? Какие существуют у человека способности познания? Как человек познаёт мир? Что есть истина и каковы её критерии? Является ли человеческое познание истинным? Каковы базовые принципы научного познания?

  • Слайд 6

    Познание мира

    Потребность в знаниях Одна из неотъемлемых характеристик природы человека

  • Слайд 7

    Современное общество характеризуется переходом от индустриального общества к информационному обществу Основано на производстве товаров Основано на производстве и распределении знания

  • Слайд 8

    В этой ситуации проблемы теории познания в ряду разделов философии приобретают особую актуальность Познание Творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире

  • Слайд 9

    Познание Активный творческий процесс, целью которого является достижение истины

  • Слайд 10

    Субъект и объект познания

    Категории «субъект» и «объект» - ключевые понятия для понимания теории и истории гносеологии

  • Слайд 11

    Познание Субъект познания Объект познания

  • Слайд 12

    Субъект познания

    Субъект познания – это тот, кто осуществляет целенаправленную познавательную активность, тот, кто познаёт что-либо. Субъектом познания является человек или общество в целом. Субъект познания – это источник активности, действующее лицо.

  • Слайд 13

    Объект познания

    Объект познания – это то, на что направлена познавательная активность субъекта познания, то, что познаётся

  • Слайд 14

    Формы познавательной деятельности Мифологическое познание Религиозное познание Эстетическое познание Моральное познание

  • Слайд 15

    Мифологическое познание

    Специфика мифологического познания Фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественная переработка природы и общества народной фантазией В рамках мифологии вырабатывались определённые знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, о формах общения и т.д.

  • Слайд 16

    Эстетическое познание

    Специфика эстетического познания Основано не на научных понятиях, а на целостных художественных образах Оно позволяет почувствовать и чувственно выразить в литературе, музыке, живописи, скульптуре самые тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы

  • Слайд 17

    Религиозное познание

    Специфика религиозного познания Мышление при помощи догматов, которые признаются неопровержимыми Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является вера в сверхъестественное.

  • Слайд 18

    Моральное познание

    Специфика морального познания Наличие морали говорит о духовной развитости человека Связано с познанием человеком представлений о добре и зле, о том, что такое хорошо и плохо

  • Слайд 19

    Исходный вопрос теории познания Познаваем ли мир? Философские позиции по этому вопросу Пессимистическая позиция Оптимистическая позиция

  • Слайд 20

    Пессимистическая позиция формируется в античной философии Пиррон Около 360-270 до н.э. – древнегреческий философ В законченном виде пессимистическая позиция отражается вскептицизмеПиррона, который не доверял ни чувствам, ни разуму.

  • Слайд 21

    Скептицизм

    Эразм Роттердамский 1469-1536 Мишель Монтень 1533-1592 Сомнения по поводу познаваемости мира выражали Э. Роттердамский и М.Монтень

  • Слайд 22

    Не отрицает возможности познания мира Выражает сомнение в том, что познание мира возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем

  • Слайд 23

    Основные аргументы скептицизма Чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения Чувствам нельзя доверять из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас Нельзя доверять и разуму, так как любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности. Следовательно, доказать ничего нельзя

  • Слайд 24

    Более сильный вариант пессимизма Агностицизм От греч. agnostos - непознаваемый Философское течение, которое отрицает познаваемость объективного мира

  • Слайд 25

    Представитель агностицизма

    Дэвид Юм 1711-1776 Английский философ Дэвид Юм в середине XVIII века выступил с обоснованием агностицизма. Он полагал, что невозможно логически доказать, что или кто вызывает наши ощущения – материальные предметы, наше сознание или бог. Поэтому этот вопрос следует оставить открытым и честно признать, что мы ничего не можем знать об источнике наших знаний.

  • Слайд 26

    Яркий пример агностицизма

    Иммануил Кант 1724-1804 Действительный мир (мир «вещей-в-себе») принципиально непознаваем. Всё, что мы можем познать, - лишь феноменальный мир, мир видимости, до неузнаваемости искажённый нашими чувствами и опытом.

  • Слайд 27

    Оптимистическая позиция

    Большая часть философов считает, что, хотя у человечества имеются далеко не все ответы на загадки природы, оно всё глубже и глубже проникает в её тайны Философы по-разному определяют, чему принадлежит решающая роль в познании – чувствам или разуму

  • Слайд 28

    Сенсуалисты (эмпирики) Новое знание можно получить только на основе чувственного опыта Рационалисты Сторонники первенства разума в познании, считают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны

  • Слайд 29

    Сенсуализм и эмпиризм Философские направления, которые противоречат друг другу Это дополняющие друг друга философские направления Чувства и разум можно рассматривать как две стороны единого процесса познания мира

  • Слайд 30

    Структура познания

    Основные уровни познания Чувственный (эмпирический) Рациональный уровень Ненаучные способы познания

  • Слайд 31

    Чувственное познание

    Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

  • Слайд 32

    Формы чувственного познания

  • Слайд 33

    Рациональное познание

    Рациональным называется познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума)

  • Слайд 34

    Формы рационального познания

  • Слайд 35

    Ненаучные способы познания

    Интуиция Вера Мистическое озарение

  • Слайд 36

    Цель познания

    Цель познания постижение истины

  • Слайд 37

    Классическая концепция истины

    Истина понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности Платон 428/427 -348/347 до н.э. Аристотель 384-322 до н.э.

  • Слайд 38

    Виды истины

    Виды истины Абсолютная истина Относительная истина Объективная истина Субъективная истина

  • Слайд 39

    Абсолютная истина

    Абсолютная истина – полное, точное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала невозможно: действительность невозможно исчерпать до конца, а с каждым новым открытием возникают и новые вопросы

  • Слайд 40

    Относительная истина

    Относительная истина – это справедливое, но неполное знание о чём-либо Каждое открытие является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть какая-то часть истины абсолютной Относительная истина Абсолютная истина

  • Слайд 41

    Объективная истина

    Объективная истина – это знание, которое не зависит от человеческого сознания, это истина об объекте сама по себе Пример объективной истины: Земля вращается вокруг Солнца

  • Слайд 42

    Субъективная истина

    Субъективная истина – знание о чём-либо, которое зависит от особенностей субъекта познания Пример субъективной истины: Земля – центр мира. Так считали средневековые богословы

  • Слайд 43

    Критерии истины

    Критерий истины Средство проверки истинности того или иного утверждения

  • Слайд 44

    Различные критерии истины

    Критерии истины Практика (опыт, эксперимент, практическое осуществление) – наиболее достоверный критерий Психологический критерий – истинно то, что не вызывает никаких сомнений Эстетический критерий – истинное знание эстетически гармонично и красиво

  • Слайд 45

    Тема: Научное познание и его специфика.

  • Слайд 46

    Наука - особая область социально-исторической деятельности человека, направленная на производство, систематизацию, хранение наиболее точных знаний о мире, обществе и человеке Основные этапы развития науки: I этап - VI-IV вв. д.н.э. – античныймир – зачатки науки II этап - XVI-XVIIвв. - классическаянаука - ньютоновскаямеханика. III этап - постклассическаянаука XIX-нач.XXвв. - квантоваямеханика, теорияотносительности. IV этап - постнеклассическая наука – II половина ХХ в. - процессы глобализации.

  • Слайд 47

    Научное познание – высший вид познавательной деятельности, заключается в открытии законов, объяснении фактов и причин явлений

    Особенности научного познания

  • Слайд 48

    Уровни научного познания Эмпирический уровень – отражение внешних признаков, сторон связей Получение эмпирических фактов, их описание и систематизация Теоретический уровень–Объяснение фактов. Отражение существенных связей, открытие законов Систематизация знаний. Формирование научных теорий

  • Слайд 49
  • Слайд 50

    1) Анализ и синтез. Анализ- разложение целого на его составные части. Синтез- соединение компонентов сложного явления. 2) Индукция и дедукция. Общелогические методы познания

  • Слайд 51

    Индукция – рассуждение от частного к общему

    Так как каждый год моей жизни зимой было холодно, то зимой ВСЕГДА холодно. Так как все грачи, которых мне доводилось видеть, чёрные, то ВСЕ грачи чёрные.

  • Слайд 52

    Полная индукция – устанавливается присущность некоторого признака каждому предмету множества и на этом основании делается заключение о присущности этого признака всем предметам данного множества (статистика). Неполная индукция –общее суждение об объектах данного множества, полученное на основании знания свойств только некоторых объектов, принадлежащих данному множеству. А) Популярная индукция – индукция через простое перечисление. Б) Научная индукция – индукция с применением научных методов (социология)

  • Слайд 53

    Дедукция - переход от общего к частному.

    Так как ВСЕ люди смертны, то и все американцы смертны «По ногтям человека, по его рукам, обуви, сгибу брюк на коленях, по утолщениям кожи на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки – по таким мелочам нетрудно угадать его профессию…и можно не сомневаться, что всё это, вместе взятое, подскажет следующему наблюдателю верные выводы»

  • Слайд 54

    Виды дедуктивных умозаключений:

    1) От более общего к единичному или менее общему. Все ароматические вещества улучшают вкус и аромат пищи. Ваниль улучшает вкус и аромат пищи. = Ваниль – ароматическое вещество. 2) От одной общности к той же общности. Все звёзды светят собственным светом. Ни одна звезда не планета. = Ни одна планета не светит собственным светом. 3) От единичного к частному. Уран – радиоактивен. Некоторые химические элементы радиоактивны. = Уран – химический элемент.

  • Слайд 55

    Все методы используются в комплексе. С развитием науки формируются новые приемы и методы исследовательской деятельности.

  • Слайд 56
  • Слайд 57

    Гипотеза

    Гипотеза–научное предположение, основанное на определённых фактах или теоретических положениях

  • Слайд 58

    Научный закон

    Научный закон- определённая устойчивая, повторяющаяся связь явлений или процессов

  • Слайд 59

    Научная теория

    Научная теория – система фактически, логически и математически взаимосвязанных научных положений, в которых объясняется определённая закономерность природы и существование явлений и процессов

  • Слайд 60

    Роль личности в науке. Ответственность ученых за свои открытия и изобретения. Ответственность каждого за совершаемые поступки. Идеи плюрализма.

  • Слайд 61

    Повторение – мать учения

  • Слайд 62

    1. Какой вид индукции использован в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре»?

    И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник.  Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой….Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой…

  • Слайд 63

    2.Определите виды индуктивных умозаключений, найдите посылки, заключение, установите состоятельность вывода.

    Свидетелями по делу Беляева являются граждане М., Л., К. Во вторник были допрошены свидетели П. и Н. На следующий день – остальные свидетели Л. и К. Следовательно, допрошены все свидетели по делу Беляева. Демокрит выдвинул гипотезу об атомистическом строении вещества. Декарт создал аналитическую геометрию. Кант обосновал космогоническую гипотезу о происхождении планет. Лейбниц является основоположником дифференциального и интегрального исчисления. Демокрит, Декарт, Кант, Лейбниц – философы. Следовательно, все философы внесли значительный вклад в развитие естествознания. В 1581 году Ермак начал освоение Сибири. В 1639 году Иван Москвитин достиг Охотского моря и первым из европейцев увидел с востока Тихий океан. В 1648 году Семен Дежнев вместе с Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой. Все это говорит о том , что наши соотечественники прокладывали морские пути, обследовали далекие северные пути. Из 108 научно – фантастических идей Ж. Верна уже сбылись 64, принципиально осуществимы 84. Из 86 научно – фантастических идей Г. Уэльса ошибочны всего 9. Из 50 научно – фантастических идей А. Беляева ошибочны 3. Можно заключить, что многие идеи, высказанные писателями – фантастами, являются научными догадками.

  • Слайд 64

    3. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции:

    Всю неделю стояла холодная погода. Все спортсмены нашей команды успешно выступили на соревнованиях. Всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту. . Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Все рыбы дышат жабрами. Счастливые часов не наблюдают. Все цветы имеют запах.

  • Слайд 65

    4. Укажите, в каких ниже перечисленных случаях умозаключение может быть построено на основе полной индукции, а в каких неполной.

    Все мамонты имели бивни Все грибы размножаются спорами Все ученики нашего класса увлекаются спортом В интервалах между 24 и 28 не имеется простых чисел Все студенты имеют зачетные книжки Некоторые спортсмены курят

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке