Презентация на тему "Уроки - тренинги устной и письменной речи"

Презентация: Уроки - тренинги устной и письменной речи
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Уроки - тренинги устной и письменной речи" по педагогике, включающую в себя 18 слайдов. Скачать файл презентации 0.24 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

Содержание

  • Презентация: Уроки - тренинги устной и письменной речи
    Слайд 1

    Головачёва Раиса ВладимировнаМОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов»города Губкин Белгородской области

    Педагогический стаж – 35 лет Учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» Высшая квалификационная категория Почётный работник общего Образования Российской Федерации. Ветеран педагогического труда

  • Слайд 2

    Вот какие творения получились в результате работы над другими текстами:ЗАДАНИЕ. Наблюдая за окружающим миром, ты, наверное, совершал маленькие открытия. Расскажи об одном из них.

  • Слайд 3

    ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

    Специфика уроков-тренингов устной и письменной речи.

  • Слайд 4

    Развитие речи- важная задача обучения родному языку

    Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учащихся сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи.

  • Слайд 5

    Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, лексики и синтаксиса. Как свидетельствуют данные, полученные в процессе изучения широкой практики, наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку и самым уязвимым местом уроков русского языка является работа по развитию связной устной и письменной речи учащихся. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной (контекстной) речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по русскому языку в начальных классах. Также как объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

  • Слайд 6

    «Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий ребёнка, есть ситуация разговорная» Л.С.Выготский

    Известно огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи и роль устных высказываний на этапе подготовки к письменным творческим работам. Языковые особенности устной и письменной речи объясняются и психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними. Л.С.Выготский характеризует письменную речь как речь – монолог: «Эта речь – монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребёнка, есть ситуация разговорная ». Письменная форма речи наиболее трудная для учащихся. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи как более нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли, точность в употреблении слов, конструкций (предложений), выразительных средств языка и т.п.

  • Слайд 7

    Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жёсткое задание» (Л.В.Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. Успех в работе по развитию творческой устной и письменной речи невозможен, если учащиеся не осознали смысла текста и его частей, не усвоили содержания и речевых особенностей произведения, своими пропусками, недомолвками, нелогичными перестановками мысли, неумелой заменой слов искажают мысль и стиль писателя. Создать условия для развития содержательной, логичной, ясной и правильной связной творческой устной и письменной речи учащихся – цель уроков – тренингов творческой устной и письменной речи учащихся. Уроки-тренинги в своём 4 «а» классе я провожу один раз в неделю, за счёт часа из вариативной части базисного учебного плана, так как 10 часов, отведенных автором на уроки развития речи, использованы для обучающих изложений и сочинений. Тренинг творческой устной и письменной речи даёт возможность дальнейшего развития мышления детей, письменной и устной речи школьников в процессе активной интеллектуальной и речевой практики.

  • Слайд 8

    Специфика уроков – тренингов устной и письменной речи

    Эти уроки принципиально отличаются от обычных уроков по развитию речи и имеют свою специфику. Они являются продолжением уроков литературного чтения и важнейшим эффективнейшим инструментом развития словесно-логического мышления и речи. На каждом таком уроке учащиеся получают листочки с печатными заданиями, где им предлагаются разные по тематике тексты и задания к ним. Особенности текстов отражают художественные достоинства произведений, а также имеют большую воспитательную и образовательную ценность. Они представляют собой отрывки из произведений литературы, не адаптированы, их структура, словарный состав соответствуют оригиналу, что сохраняет гармонию, поэзию текста, художественный замысел писателя. Вопросы и задания позволяют чётко и эффективно организовать этап разминки, важный этап каждого урока русского языка по системе Ю.А.Поташкиной, проводить работу на всех остальных этапах урока, включая прописывание ответов на поставленные вопросы с целью фиксации, следовательно, более прочного усвоения необходимых понятий.

  • Слайд 9

    То есть, практическим результатом каждого урока-тренинга является творческая письменная работа в виде сочинения-рассуждения, сочинения-повествования на основе личных наблюдений, впечатлений, переживаний. Например, что в твоём понимании быть свободным? Что значит быть добрым? Сочинение-описание своего домашнего питомца или описание животного, которого хотелось бы иметь. Письменное обращение к людям, хищнически истребляющим окружающую среду, в котором дети стараются убедить жителей Земли в бережном отношении к природе и т.п. Этап проверки домашнего задания, который входит в структуру каждого урока русского языка по данной технологии, сменяется работой с текстом, предложенным учащимся. На основе текста проводится тренинг, в процессе которого учащиеся приучаются извлекать из текста целостную авторскую мысль, приобщаются к наилучшим образцам чужой мысли, учатся блестящим способам её выражения, которое используют в своей речи. На уроке создаются такие условия, в которых дети с желанием исследуют литературный текст, становятся собеседником, творцом, генератором новых идей, связанных с открытиями, которые дарит им автор. Учащиеся находятся в поиске путей понимания текста, авторской позиции, самих себя. Они знакомятся с богатством языка, жанрами и средствами выразительности, особенностями языка, стиля. Это интегрированные уроки русского языка и литературного чтения, где больше внимания уделяется развитию творческой речи учащихся, но обязательное параллельное требование при этом – обдуманное использование орфографических и пунктуационных правил. Доказательством совершенно сознательного их применения будут следы размышлений по самому ходу письма, требующие от школьников большего интеллектуального напряжения, которое будет развивать дальше и словесно-логическое мышление, и привычку к вдумчивому письму с использованием правил русского правописания. Работа в режиме непрерывного теоретического, правописного, речевого и интеллектуального тренинга позволяет поддерживать в рабочем состоянии практически значимые теоретические знания, речевые и правописные умения и навыки учащихся. Приведу пример одного из уроков-тренингов творческой устной и письменной речи.

  • Слайд 10

    УРОК – ТРЕНИНГ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

    Цель урока: создать условия для развития творческой устной и письменной речи учащихся; формировать у учащихся необходимые знания в области культуры речи, учить применять эти знания в письменной и устной речи; учить последовательно, логично и доказательно развивать свою мысль; развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, обогащать словарный запас, воспитывать бережное отношение к природе. 1. Организационный этап учебного занятия. 2. Проверка домашнего задания. Текст №4. Удивительно приятное занятие лежать (на)сп…не (№2) в лесу и гл…деть вверх! Вам кажется что вы смотр…те (в)бездонн…е море что оно широко р(а/о)…ст…ла…т…ся под вами что деревья не поднимаются от земли но словно корни огромных р…стений (№3) спускаются (а/о)твес…но падают в те ст…клянно(ясные) волны листья на деревьях то сквозят изумрудами то (з/с)гущ….ются (№2) в золотист…. зел…нь. (№4) 3. Где-нибудь далеко-далеко оканчивая собою тонкую ветку неподвижно стоит (а/о)тдельный л…сток на голубом кл…ч..ке прозрачного неба и рядом с ним качается другой напоминая своим движением игру рыбьего плёса как будто движение самовольное и не производится ветром. (по И.С.Тургеневу) 1. Разминка. Найди в тексте слова с непроверяемой безударной гласной. Запиши эти слова с орфографической защитой. _________________________________________________________________ а) скандирование (слова из текста: приятный, ветер, вверх, поднимать, напоминать) 2. Подбери родственников к данному слову, найди «болтливого» и подчеркни его. Гл…деть _________________________________________________________ Уд…вительный ___________________________________________________ З…л….тистый ____________________________________________________ Укажи начальную форму слов: С ним________________ Расстел…т____________________________ Расстила….т __________________на голубом ________________________ В лесу _________________________________________________________ Разведи по значению и написанию: Гулять в л…су ____________________________________________________ Стрелять в л….су __________________________________________________ орфографическая диагностикане поднимается, сгущается, на клочке, где-нибудь

  • Слайд 11

    Решение правописных задач. ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Решение связного текста. Смотрите в бездонное море. ____________________________________________________________________ 2. Задания к тексту: 1. Перед вами отрывок одного из произведений И.С.Тургенева. Прочитайте его. 2. Как можно озаглавить текст? 3.Установите тип речи (повествование, описание, рассуждение)? ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Что называет автор текста «бездонным морем»? Назови языковое средство, которое использует И.С.Тургенев. Какова функция данного средства? ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Какое языковое средство использует автор в сочетании «золотая осень»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Какой частью слова является частица «нибудь» в слове «где-нибудь»? ____________________________________________________________________ Какой части речи принадлежит слово «отвесно»? ____________________________________________________________________ Укажи, какой их трёх типов осложнений структуры простого предложения встречается в последнем предложении. ____________________________________________________________________ 9. Построй схему второго предложения. ____________________________________________________________________ 3. Творческое письменное задание: Думается, что ты когда-нибудь смотрел в бескрайнее небо и мечтал. Что напоминают тебе плывущие по небу облака? Какие мысли появляются у тебя в голове, когда ты вглядываешься в голубую бездну? Расскажи об этом в нескольких предложениях. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Домашнее задание: понаблюдай ещё раз за небом, опиши свои впечатления на основе наблюдений более широко, используя разные языковые средства.

  • Слайд 12

    ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

    Вот какие работы получились в результате тренинга творческой устной и письменной речи над текстом И.С.Тургенева: Однажды я наблюдал за небом. Я видел облако, которое было похоже на зайчонка. Потом оно куда-то пропало, и набежала тучка, пошёл дождь. А после дождя появилось две радуги. Было очень красиво! Я подумал, из чего они состоят? Кто их приносит и развешивает на небе? Как много тайн в природе! Мне хочется их раскрыть. Аршинов Юрий Удивительно приятное занятие смотреть в небо! Я однажды увидел облака, похожие на слонов. Они плыли по голубому морю. Я не знаю, откуда берётся такая красота, но мне это очень понравилось. Я подумал, как много неизведанного в природе, и мне есть над чем поразмыслить. Селезнёв Евгений

  • Слайд 13

    Вот какие творения получились в результате работы над другими текстами:ЗАДАНИЕ. Наблюдая за окружающим миром, ты, наверное, совершал маленькие открытия. Расскажи об одном из них.

    Однажды вечером я пошёл гулять. Над рекой я увидел белую дымку. Я смотрел на неё и любовался ею. Это было красивое явление природы. Утром я встал и побежал к реке. Там я увидел, что тумана уже не было. А на траве и цветах была роса. Я сделал открытие. Туман лёг росой на землю. Аршинов Юрий. Летом я ездил в Вязовку. Это родина моей бабушки. Там у бабушки Вали много цветов. Среди них есть очень удивительный цветок. Он растёт большим кустом. Весь день это просто зелёный куст. И, вдруг, ровно в девять вечера начинают раскрываться жёлтые яркие цветы в форме колокольчиков. Когда они раскрываются, то раздаётся хлопок. Этот цветок можно назвать салютом. Лупандин Сергей.

  • Слайд 14

    Я сделала для себя удивительное открытие. Однажды после дождя на небе я увидела красивую радугу, а потом показалась ещё одна радуга, через некоторое время появилась третья радуга. Они были необыкновенно красивы! Такое редкое явление в природе я наблюдала впервые. Было очень жаль, что они быстро исчезли. Кукурова Алёна. Однажды для себя я сделал большое открытие. Ранним утром я неожиданно посмотрел на кактус на моём окне. Он так красиво цвёл! Когда я ложился спать, то снова посмотрел на кактус. На нём остался один лепесточек. Оказывается, мой кактус цветёт только один день в году. Винников Алексей

  • Слайд 15

    Задание: что я увидел бы, если бы полетел в космос.

    Если бы я полетел в космос, то, наверное, увидел бы прекрасную планету. Вся она покрыта великолепной природой. Фруктовые деревья растут по краям молочной реки. Листья у деревьев целебные и заживляют любые раны. Там есть города с золотыми стенами и стеклянными дорогами. Солнце никогда не уходит за горизонт, и люди никогда не ложатся спать. Я хотел бы там жить. Ивашин Владислав

  • Слайд 16

    Любое задание творческого характера всегда раскрывает своего автора как личность, рассказывает о его наблюдательности, развитии, о его чувстве юмора, фантазиях, мечтах. Любая работа творческого характера даёт учащимся замечательную возможность высказать своё собственное мнение, поделиться интересными наблюдениями, своими чувствами и переживаниями. В результате постоянной речевой тренировки у учащихся вырабатываются устойчивые навыки связной, последовательной, яркой устной и письменной речи.

  • Слайд 17

    УРОК ТРЕНИНГА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

    Текст №4. Удивительно приятное занятие лежать (на)сп…не (№2) в лесу и гл…деть вверх! Вам кажется что вы смотр…те (в)бездонн…е море что оно широко р(а/о)…ст…ла…т…ся под вами что деревья не поднимаются от земли но словно корни огромных р…стений (№3) спускаются (а/о)твес…но падают в те ст…клянно(ясные) волны листья на деревьях то сквозят изумрудами то (з/с)гущ….ются (№2) в золотист…. зел…нь. (№4)3Где-нибудь далеко-далеко оканчивая собою тонкую ветку неподвижно стоит (а/о)тдельный л…сток на голубом кл…ч..ке прозрачного неба и рядом с ним качается другой напоминая своим движением игру рыбьего плёса как будто движение самовольное и не производится ветром. (по И.С.Тургеневу) 1. Разминка. Найди в тексте слова с непроверяемой безударной гласной. Запиши эти слова с орфографической защитой. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ а) скандирование (слова из текста: приятный, ветер, вверх, поднимать, напоминать) 2. Подбери родственников к данному слову, найди «болтливого» и подчеркни его. Гл…деть ___________________________________________________________ Уд…вительный _____________________________________________________ З…л….тистый ______________________________________________________ Укажи начальную форму слов: С ним________________ Расстел…т_____________________________ Расстила….т __________________на голубом ________________________ В лесу _________________________________________________________ Разведи по значению и написанию: Гулять в л…су _____________________________________________________ Стрелять в л….су ___________________________________________________ орфографическая диагностикане поднимается, сгущается, на клочке, где-нибудь Решение правописных задач. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Решение связного текста. Смотрите в бездонное море.

  • Слайд 18

    2. Задания к тексту: 1. Перед вами отрывок одного из произведений И.С.Тургенева. Прочитайте его. 2. Как можно озаглавить текст? 3.Установите тип речи (повествование, описание, рассуждение)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Что называет автор текста «бездонным морем»? Назови языковое средство, которое использует И.С.Тургенев. Какова функция данного средства? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Какое языковое средство использует автор в сочетании «золотая осень»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Какой частью слова является частица «нибудь» в слове «где-нибудь»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какой части речи принадлежит слово «отвесно»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Укажи, какой их трёх типов осложнений структуры простого предложения встречается в последнем предложении. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Построй схему второго предложения. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Домашнее задание: Думается, что ты когда-нибудь смотрел в бескрайнее небо и мечтал. Что напоминают тебе плывущие по небу облака? Какие мысли появляются у тебя в голове, когда ты вглядываешься в голубую бездну? Расскажи об этом в нескольких предложениях. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке