Содержание
-
Технология кейсов
Селицкая Виктория Валерьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназии № 196, методист ГБОУ ДППО ЦПКС «ИМЦ Красногвардейского района»
-
История
В образовательном процессе кейс-технология используется более 100 лет, но в современной образовательной практики России продолжает считаться инновационной. Впервые – в 1908 году в Гарвардской бизнес-школе. Вначале распространяется в профессиональном образовании, затем –в школьном.
-
Терминология
Кейс (Т.С.Терновская) – конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем. Технология кейсов – педагогическая технология с использованием практических ситуаций (кейсов). Технология соответствует принципам системно-деятельностного подхода, поэтому востребована в условиях ФГОС ООО. Кейс-стади – форма урока с использованием кейсов.
-
Дидактические принципы
Индивидуальный подход (каждый будет использовать собственные возможности, дополняя и развивая суждение группы); Вариативность (опора на разнообразный материал и способы его обработки); Обеспечение обучающихся широким набором наглядности; Прагматизм в обучении ( при работе с кейсом восприятие обучающегося направлено прежде всего на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопосы; Активность обучения Умение работать с информацией; Успешность в обучении; Проблемность, опора на конкретные задачи, возникающие в реальной практике.
-
Кейс - технология
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчествоучителя и ученика!
-
Типология (виды и функции кейсов, примеры)
Тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров - РР); Обучающий(овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов - теория литературы); Аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов); Исследовательский (получение нового знания относительно развивающихся объектов – исследовательский проект); Систематизирующий (систематизация ситуационного знания – разнообразные статистические материалы – например, частотности употребления суффиксов имен существительных); Прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении).
-
Этапы урока
Подготовительный ( учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия); Ознакомительный – знакомство, информация (на данном этапе происходит вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления); Аналитический – обсуждение, резолюция (анализ ситуации в группе, процесс выработки решения, составляющий сущность метода, он ограничен во времени); Итоговый – диспут, сопоставление итогов (заключительная презентация результатов аналитической работы разными группами, когда обучающиеся могут сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы).
-
Приемы и стратегии
Прием «Гипотеза» Прием «Стена» Стратегия «IDEAL» Cтратегия «Мозговая атака» Прием «Софт-анализ» Прием «SWOT – анализ» Прием «Цветок лотоса»
-
IDEAL
I – выделите в тексте проблему D – опишите ее (выявите суть) E – определите варианты подходов к решению проблемы A – действуйте (решайте) L – сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы
-
Прием «SWOT – анализ»
-
Прием «Цветок лотоса»8 способов решения проблемы
-
Схема создания кейса
Определение раздела учебной программы; Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работ над кейсом; Определение проблемы ситуации (ситуация – жизненная, учебная или научная) и создание обобщенной модели; Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке; Определение источников и методов сбора информации; Выбор техник работы с данным кейсом; Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (лист оценки); Создание заданной модели; Апробация в процессе обучения.
-
Виды кейсов
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным. Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео - кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
-
СтруктураКейс – это единый информационный комплекс.
Теория - вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса Практика (примеры) - описание конкретной ситуации Задания Рефлексия
-
Действия учителя в кейс - технологии
создание кейса или использование уже имеющегося; распределение обучающихся по малым группам (4-6 человек); знакомство обучающихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы обучающихся в малых группах, определение докладчиков; работа с кейсом; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление, анализ ситуации; оценивание обучающихся.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.