Содержание
-
ОМО
Технология оценивания результатов достижений учащихся Организатор: Лелюк Оксана Васильевна Участники: Волкова Алена Владимировна Курганская Лариса Николаевна
-
Технология оценивания результатов достижений учащихся Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.
-
Цель: представление системы оценивания результатов достижений учащихся в соответствии с требованиями стандарта.
Задачи: Продемонстрировать систему оценивания начальной школы. Представить варианты фиксирования результатов обучения в соответствии с требованиями нового стандарта (из опыта работы).
-
Стандарты первого поколения Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки учащихся Оценка уровня освоения выпускниками обязательного минимумасодержания образования Стандарты второго поколения Требования к результатам освоения ООП Оценка результатов деятельности по реализации и освоению ООП
-
Основные направления и цели оценочной деятельности
Оценка образовательных достижений ребенка Оценка педагога Оценка ОУ
-
Основные результаты НОО:
формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний; воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации; индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности.
-
Тенденции развития оценочной системы
Ключевые задачи: 1. Высокий уровень объективности оценивания. 2. Отражение не просто разовых результатов, но определение тенденций развития образовательного процесса у конкретного ученика. 3. Повышение мотивационной составляющей оценки и снятие эмоционального негатива с оценки (особенно в младшей и средней школе). 4. Изменение случайного характера оценки на плановый, порождающий стремление к постоянному (а не от случая к случаю) учебному труду. 5. Сделать процесс оценивания наиболее наглядным (для ученика и родителя в первую очередь). 6. Процесс оценивания должен давать возможность ученику оценить успехи относительно некоторого среднего эталона. 7. Процесс ввода, вывода, хранения и многопрофильного анализа оценочного материала должен быть прост для учителя, понятен для ученика и родителя.
-
Отличительные особенности системы оценки:
1. Комплексный подход к оценке результатов. 2. Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки. 3. Оценка успешности освоения содержания на основе системно-деятельностного подхода. 4. Оценка динамики образовательных достижений учащихся. 5. Использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур. 6. Сочетание внешней и внутренней оценки.
-
7. Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др. 8. Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных. 9. Использование накопительной системы оценивания (портфолио).
-
1. Комплексный подход к оценке результатов. 2. Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки. 3. Оценка успешности освоения содержания на основе системно-деятельностного подхода. 4. Оценка динамики образовательных достижений учащихся. 5. Использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур. 6. Сочетание внешней и внутренней оценки.
-
Система оценки планируемых результатов
Оценка личностных результатов Оценка метапредметных результатов Оценка предметных результатов Комплексный подход
-
-
Отличительные особенности системы оценки:
1. Комплексный подход к оценке результатов. 2. Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки. 3. Оценка успешности освоения содержания на основе системно-деятельностного подхода. 4. Оценка динамики образовательных достижений учащихся. 5. Использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур. 6. Сочетание внешней и внутренней оценки.
-
«Выпускник научится» «Выпускник получит возможность научиться» Планируемые результаты Это задания базового уровня. Это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания. Достижение ожидается от большинства учащихся. Успешное выполнение системы заданий базового уровня сложности по всем предметам - это освоение выпускником образовательной программы данного уровня. Это задания повышенного уровня сложности. Задания необязательно отрабатываются со всеми учащимися. Успешное выполнение такого рода учебных заданий характеризует повышенный уровень освоения программы. Достижение планируемых результатов этого блока не является предметом итоговой оценки выпускников.
-
Отличительные особенности системы оценки:
1. Комплексный подход к оценке результатов. 2. Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки. 3. Оценка успешности освоения содержания на основе системно-деятельностного подхода. 4. Оценка динамики образовательных достижений учащихся. 5. Использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур. 6. Сочетание внешней и внутренней оценки.
-
Системно-деятельностный подход
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? ОТВЕТ: Только с помощью действия
-
Системно-деятельностный подход (1985г.)
Методологическая основа стандартов II поколения сводится к следующей модели: Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: познание мира (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – Я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю …. (формирование мировоззрения)
-
Отличительные особенности системы оценки:
1. Комплексный подход к оценке результатов. 2. Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки. 3. Оценка успешности освоения содержания на основе системно-деятельностного подхода. 4. Оценка динамики образовательных достижений учащихся. 5. Использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур. 6. Сочетание внешней и внутренней оценки.
-
Динамика образовательных достижений учащихся
-
-
Отличительные особенности системы оценки:
1. Комплексный подход к оценке результатов. 2. Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки. 3. Оценка успешности освоения содержания на основе системно-деятельностного подхода. 4. Оценка динамики образовательных достижений учащихся. 5. Использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур. 6. Сочетание внешней и внутренней оценки.
-
Персонифицированные и неперсонифицированные процедуры
Пример адаптационного профиля учащегося ЦОКО
-
Отличительные особенности системы оценки:
1. Комплексный подход к оценке результатов. 2. Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки. 3. Оценка успешности освоения содержания на основе системно-деятельностного подхода. 4. Оценка динамики образовательных достижений учащихся. 5. Использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур. 6. Сочетание внешней и внутренней оценки.
-
Внутренняя оценка Внешняя оценка ученик учитель администратор Внешние службы СИСТЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
-
Система оценки: начальная школа
Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ Внешняя оценка: государственные службы Государственная итоговая аттестация выпускников. Аттестация кадров. Аккредитация ОУ. Мониторинг системы образования. Итоговая оценка Накопленные оценки. Оценки за стандартизированные итоговые работы На основе планируемых результатов освоения ООП НОО Текущие отметки. Результаты самооценки. Результаты наблюдений. Промежуточная и итоговая оценка. Решение педсовета о переводе выпускника.
-
-
-
-
Внутренняя оценка Оценка учителя Диагностика стартовая текущая итоговая Самооценка Динамика: индивидуальный прогресс учащихся Взаимооценка Оценка ученика Состояние учебного процесса Срез тематический промежуточный итоговый Функции: 1. Обеспечивать обратную связь, информируя об эффективности учеников и учителей. 2. Обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся.
-
Динамика: индивидуальный прогресс учащегося
-
-
Самооценка
- работа понравилась, хочу выполнить еще - работа понравилась - работа не понравилась, потому что… - ученик не допустил ни одной ошибки - допущены 1- 2 ошибки - надо постараться и успех обязательно придет
-
Применение методики безотметочного обучения (Г.А.Цукерман).
-
-
-
Отличительные особенности системы оценки:
7. Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др. 8. Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных. 9. Использование накопительной системы оценивания (портфолио).
-
Проекты: предметные и надпредметные
-
Пример листа «Самооценка надпредметного проекта»
-
Творческие работы
-
-
Лист «Самооценка творческого дела»1. В начале этого дела у меня была цель…2. Особенно хорошо мне удалось…3.В следующий раз я постараюсь сделать лучше…4. Свой результат могу оценить так (на выбор):
-
-
Наблюдения
-
-
Оценка результатов наблюдения:
-
Отличительные особенности системы оценки:
7. Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др. 8. Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных. 9. Использование накопительной системы оценивания (портфолио).
-
Уровневый подход к оценке
«Идеальный образец» + Ошибки, недочеты = Оценка ученика Опорный уровень образовательных достижений - Превышение опорного уровня = Оценка ученика
-
Результаты ученикапредметные достижения ученика (УМК «Школа 2100»)
Критерии трех уровней успешности.
-
Как оценку по уровням успешности перевести в предметную отметку?
-
Как оценку по уровням успешности перевести в предметную отметку?
-
Как оценку по уровням успешности перевести в предметную отметку?
-
УМК «Планета знаний»
-
УМК «Планета знаний»
-
Из опыта работы параллели 3-х классов «Уровневый подход к системе оценивания»
-
Результаты ученика (метапредметные и личностные достижения)
Главные средства контроля Дополнительные средства контроля Задания по отдельным УУД. Комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД. Педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего коммуникативных УУД. Экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учитель, педагог-воспитатель). Самооценка ученика и оценка педагогом отдельных материалов «Портфолио».
-
Отличительные особенности системы оценки:
7. Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др. 8. Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных. 9. Использование накопительной системы оценивания (портфолио).
-
Что такое «Портфолио»?
Портфолио – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика, а также самоанализ учеником своих достижений. Портфолио включёно как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт.
-
Зачем нужно «Портфолио»?
Позволяет решить целый ряд задач: сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика; сохранять информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок; развивать у ученика умение учиться; подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации.
-
В каком виде может существовать «Портфолио»?
Основным видом Портфолио должна быть папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки).
-
Что включено в Портфолио?
Выборки детских работ. Систематизированные материалы наблюдений. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности.
-
Примерный состав выборки детских работ
Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии
-
Систематизированные материалы наблюдений - оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной идосуговой деятельности.
-
Кто и когда пополняет Портфолио?
Ученик Учитель В любой момент может поместить и убрать любой о своих успехах (кроме обязательной части) Пополняет только обязательную часть
-
Комплексная накопленная оценка
Это вывод по всем материалам «Портфолио», который должен содержать ответы на вопросы следующего листа-опросника: Какой прогресс наблюдается в личностных результатах? Каковы предметные результаты? По каждому предмету – освоил ли предметные умения с опорной системой предметных знаний?
-
Какой прогресс наблюдается в личностных результатах? Появилось ли умение ставить цели личностного развития? Возросла ли способность к саморефлексии? В материалах этого раздела явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» («зачёт») или «хорошо», «отлично», «превосходно».
-
Каковы метапредметные результаты? Сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия, получать и оценивать результат? Умеет ли ученик работать с информацией: добывать, перерабатывать, представлять в разных формах? Умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что-то сообща?
-
Каковы предметные результаты? На основании решения задач по предметам (текущих и контрольных) делается вывод по каждому предмету – освоил ли предметные умения с опорной системой предметных знаний?
-
Что такое система оценивания?
Процесс (процессы) сбора, анализа, хранения и применения данных о достижении школьниками планируемых образовательных результатов. Что такое результаты УЧЕНИКА и в чём их оценивать? Что такое результаты УЧИТЕЛЯ и как их оценивать? ?
-
Что такое результаты УЧЕНИКА и в чем их оценивать?
Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).
-
Где фиксировать результаты?
Таблицы образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных). Портфолио (листы индивидуальных достижений).
-
Когда заполняются таблицы образовательных результатов?
Обязательно (минимум): после выполнения метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год – обязательно), предметных контрольных работ (один раз в четверть – обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум): после выполнения учеником предметных продуктивных заданий (письменных или устных) на уроках (по решению учителя и образовательного учреждения).
-
Какие таблицы существуют для отображения достижений учащихся?
Листы достижений учащихся класса. Листы наблюдений за определенным видом УУД. Листы индивидуальных достижений учащегося (помещается в Портфолио). Таблицы метапредметных и личностных результатов.
-
Что такое результаты УЧИТЕЛЯ и как их оценивать?
Результаты учителя – это разница между результатамиучеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика).
-
Результаты этого класса по-прежнему ниже, но отставание за четыре года обучения у учителя N сократилось с 15% до 2%. Этот прирост и есть результат работы учителя N, который блестяще справился с трудной задачей, смог заметно повысить уровень развития познавательных универсальных учебных действий своих учеников.
-
«Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения. Когда учащиеся получают такое представление, они учатся с большей отдачей и эффектом: их собственные оценки становятся предметом обсуждения с учителем и друг с другом, а это означает, что анализ собственных соображений совершенно необходим для качественного обучения».
-
Рефлексия «Закрась яблочко»
Вы ничего нового не узнали. Вы узнали что-то новое, полезное, но в практике применять не будете. Вы довольны уровнем проведения мероприятия, узнали много нового и будете применять данный материал в Вашей практике.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.