Содержание
-
Технология развития критического мышления
START
-
Проблема современного учителя
Преподавание в школе не позволят педагогу реализовать свой творческий потенциал, через несколько лет работы учитель помнит только материал школьного учебника, а на самообразование не остается времени… Наступает синдром «профессионального выгорания педагога» …
-
Из истории …
С 1997 г. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП) в рамках проекта института «Открытое общество» начала свой путь в педагогическом сообществе России; В западной педагогики одними из основоположников направления «Критическое мышление» считаются Халперн Д., Хелл Л., Зиглер Д. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл и ряд других американских и английских ученых.
-
Критическое мышление - это
мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата Халперн Д.
-
Критическое мышление – открытое мышление не принимающие догм, развивающиеся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Творческое мышление – не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходит за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. ? ? ?
-
Качества, необходимые учащемуся, для овладения критическим мышлением:(по Д. Халперну)
Готовность к планированию; Гибкость (готовность воспринимать идеи других); Настойчивость (не откладывать трудные задачи); Осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей); Поиск компромиссных решений; Коммуникативность. Критическое мышление - это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
-
Качества, необходимые педагогу:(по К. Роджерсу)
открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими; принятие ученика как личность, уверенность в его творческий потенциал; педагогический оптимизм; эмпатическое понимание, т.е. возможность посмотреть на окружающий мир глазами ученика. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
-
Структура технологии урока
-
Стадия «Вызова»
преподаватель конструирует процесс обучения исходя из поставленных им целей, «подразумевая, что эти цели будут изначально приняты учащимися» (самому учащемуся поставить цели обучения); необходимо проанализировать учащимся то, что ему знакомо; комбинирование индивидуальных и групповых форм работы; допускаются все мнения (и правильные и неправильные); проводится «свободная дискуссия»; идет мотивация учащегося
-
Стадия «Осмысление содержания»
учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами; поддержка активных учащихся; осуществление контакта с новой информацией; сопоставление новой информации с уже имеющимися знаниями; акцент внимания на активный поиск ответов; обращение внимания на неясности; стремление отследить сам процесс знакомства с новой информацией, что именно привлекает ребенка … готовиться к анализу и обсуждению услышанного, увиденного и прочитанного
-
Стадия «Рефлексии»
рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания, тщательное взвешивание и самооценку; рефлексия учителя; рефлексия учащегося; «взаимопонимание» будущих целей и перспектив
-
Условия развития у школьников критического мышления:
важно представить время и возможность для приобретения опыта критического мышления; необходимо давать учащимся возможность размышлять; важно принимать различные мнения и идеи; целесообразно способствовать активности учащихся в процессе обучения; необходимо убедить учащихся, что они не рискуют быть высмеянными; каждый учащийся способен на критическое мышление; необходимо ценить любые проявления критического мышления.
-
Функции трех стадий технологии развития критического мышления:
-
Разные технологические приемы в рамках технологии РКМ
1. Кластеры (выделение смысловых единиц текста); 2. ИНСЕРТ (маркировка текста значками по мере его чтения) («√» - уже знал, «+» новое, «--» думал иначе, «?» не понял, есть вопрос); 3. Дерево предсказаний по теме (ствол - тема, ветви - предположения, листья - обоснования, аргументы); 4. Чтение с остановками (задать вопрос к блоку материала); 5. Графическое отображение полученной информации с целью систематизировать (схема «Фишбоун», концептуальная таблица, денотатный граф); 6. Двухчастный или трехчастный дневники, бортовые журналы; 7. Синквейн(1 сущ + 2 прил + 3 гл + крылатая фраза + см. слово)
-
Визуальные методы организации материала
«Выглядит, как … звучит как …» «Плюс - минус - вопрос» «Бортовой журнал» - обобщенное название различных приемов обучения, во время которого ученики записывают свои мысли, а потом их анализируют «Трехчастный дневник» «Тонкие» (кто, что, как) и «толстые» (в чем различие, предположите, что если…) вопросы Таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал» Таблица «Кто - Что - Когда - Где - Почему» «Гора успеха»
-
Рекомендуемая литература:
Викентьева Н. Ода синквейну // Перемена, 2002. - №3 Заир-Бек С.Н. Основы педагогического проектирования: Учеб. Пособие - СПб, 1995. Линдсней Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. Основы критического мышления: междисциплинарная программа: Пособие/ Сост. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер - М., 1997. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000. Gardner H. The Unschooled Mind: How Children Think and How Schools Should Teach. NY, 1991/
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.