Содержание
-
Тема «Технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо и возможность ее реализации на уроках математики» Ф.И.О. Козина Наталья Александровна Место работы: МБУОШИ «Новопортовская школа – интернат среднего (полного) общего образования», с. Новый Порт, Ямальский район, ЯНАО. Должность: учитель математики
-
План
1 «Критическое мышление» и его характеристики. 2. Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо. 3. Учебная модель Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо на уроках математики. 4. Приемы РКМПЧ на уроках математики. 5. Заключение. 6. Список литературы.
-
«Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, актуальными везде и всегда- это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция» И.О. Загашев
-
1. «Критическое мышление» и его характеристики
Диана Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: «…использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление». Российские исследователи приходят к собственному определению понятия «критическое мышление». Они трактуют его как способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросом и проблемам.
-
Свойства обыденного и критического мышления
-
Чтобы научиться мыслить критически, необходимо опираться на четыре основных принципа:
Выявление и оспаривание предположений; Проверка фактической точности и логической последовательности; Рассмотрение контекста; Изучение альтернатив. Мы сформулировали четыре основных принципа, которые формируют основу критического мышления. Взятые вместе, они позволят критически осмыслить любую информацию, получаемую из средств массовой коммуникации, сети интернет, общения со сверстниками и получаемую на уроках математики.
-
Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы
1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности. 2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации. 3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений. 4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?
-
Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, в том числе выбор образовательной траектории. Для того чтобы ребенок в течение обучения и после окончания школы смог преодолеть эти проблемы помогает новая педагогическая технология – технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо (РКМЧП), разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером. В основе технологии РКМЧП лежат также работы отечественных ученых Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Б. Блума. 2. Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо
-
Фазы РКМЧП
-
В процессе реализации фазы вызова ставятся следующие дидактические и учебные задачи:
-
В процессе реализации фазы осмысления ставятся следующие дидактические и учебные задачи:
-
В процессе реализации фазы рефлексии ставятся следующие дидактические и учебные задачи:
-
Функции трех стадий технологии развитие критического мышления
-
3. Развитие критического мышления в ходе обучения математике подразумевает определенную структуру учебных занятий. В технологии РКМЧП она представлена в виде:
-
Прием Кластер
На уроке математике в 5 классе при изучении темы «Треугольник. Виды треугольников по сторонам и углам» в течение урока предлагается заполнить организационную схему: 4. Приемы технологии РКМЧП
-
В ходе изучения материала у учащихся получается следующая схема (кластер).
-
Приём Карусель
группы получают 4 схемы «Кластер» Задача-вписать любое из известных свойств и передать другой группе параллелограмм прямоугольник ромб квадрат
-
Приём «Граф»
упорядочение изучаемой информации Свойства степеней с натуральным показателем Умножение степеней Деление степеней Возведение степени в степень Возведение в степень произведения Возведение дроби в степень формулы Номера заданий
-
Прием «Инсерт»
Читая текст, делают пометки + это я знал - я это не знал ! это меня удивило ? Хотел бы узнать подробнее
-
Прием «Понятийное колесо»
Схема появляется в результатеобъяснения учителя или учащиеся самостоятельно достраивают схему, извлекая информацию из учебника
-
Приём «Перепутанные логические цепочки»
Направлен на развитие умений строить логическую цепь рассуждений, доказательств.
-
Приём «Верные и неверные утверждения»
Проводится в начале урока, чтобы вызвать интерес к изучению темы , создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.
-
Прием «Синквейн»
Синквейн - пятистрочный белый стих (1 существительное темы; 2 прилагательных или причастия, раскрывающих тему; 3 глагола, описывающие действия, относящиеся к теме; предложение из 4 слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод. Тема «Теорема Пифагора» Тема «Симметрия» Прямоугольный треугольник Симметрия равнобедренный, египетский осевая, центральная (красивая) обозначать, находить, измерять строить, удивляет, завораживает важно знать теорему Пифагор постоянно встречается в жизни
-
Прием «Шесть шляп»
Используется при подведении итогов на уроке. Организация учебного материала: цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Красная – выражение чувств, без причин их возникновения; Белая – перечень фактов; Черная – выявление недостатков; Желтое – позитивное мышление; Зеленая – применение изученных фактов; Синяя – общий, философский вывод;
-
Таблица вопросов
Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов. Задание: Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова. “Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”. Кэрролл Л. Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь. В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”. Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю. Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать. Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности. Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках. Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его.
-
5. Заключение:
Технологию РКМЧП необходимо применять на уроках математики, так как она: развивает мыслительную деятельность учащихся; формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения . Методы и приёмы технологии способствуют: лучшему запоминанию изученного материала; активизируют деятельность учащихся на уроке; формулирование вопросов развивает познавательную деятельность. Различные формы рефлексии развивают: способность формулировать мысли; помогают лучше понять причины явлений. Приведенные выше преимущества не являются исчерпывающими, в технологии РКМЧП. И еще раз показывают всю логическую стройность данной технологи.
-
Спасибо за внимание!
-
Список литературы:
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. –СПб: Издательство «Альянс Дельта»,2003 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб: Издательство «Альянс Дельта», 2003. 3. Статьи журнала «Новое образование» 2011-2013годы. Интернет – ресурсы: www.allbest.ru http://festival.1september.ru/articles/513292/ http://pptcloud.ru/pedagogika/primenenie-tekhnologii-razvitija-kriticheskogo-myshlenija-na-urokakh-matematiki.html http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98663074 http://900igr.net/prezentatsii/matematika/Matematika-v-shkole/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.