Содержание
-
Трудности реализации ФГОС в сельской малокомплектной школе Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лучесская ОШ им. В.Ф. Михалькова» Демидкова Лариса Сергеевна
-
Лучесская основная школа
-
Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских, но сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку; близость природы; благоприятные условия для трудового воспитания; из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь. Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.
-
Малая наполняемость классов обладает рядом преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности. В условиях малой школы учителю легче осуществлять: - индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений; - личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга; - практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии , участие в опытнической работе и т. д.);
-
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. «Научить учиться» - лозунг стандартов нового поколения, функция школы - корректирующая, где учитель - направляющая сила для ребенка. Перед образовательной системой стоит новая непростая задача - формирование и развитие мобильной, самореализующейсяличности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
-
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования : - к структуре основных образовательных программ; - к условиям реализации основных образовательных программ; - к результатам освоения основных образовательных программ. Требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
-
Неотъемлемой частью ядра стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Они включают в себя : · личностные умения — позволяют сделать обучение более осмысленным; · социальные — учат действовать в социуме с учетом позиции других людей; · коммуникативные — формируют навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
-
Специфические условия для реализации ФГОС в сельской малокомплектной школе -удаленность от районных и городских центров; - состояние местного производства и перспективы экономического развития села; - численность обучающихся; -особенности культурного, исторического наследия, природного окружения ближайшего социума; - сельский образ жизни; - замкнутость социального пространства; - автономность сельских поселений; - удаленность многих школ от культурных центров.
-
Проблемы -большая загруженность учащихся бытовым трудом, что снижает возможности для самообразования и развития детей во внеурочное время; - низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы; - дети видят вокруг себя мало высокоуровневых жизненных образцов, поэтому часто наблюдается занижение требований к своему развитию и образованию; - отсутствие во многих селах специалистов учреждений дополнительного образования, что затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей; Преимущества - знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях, что способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между взрослыми и детьми, формируется атмосфера многодетной семьи; - более тесные связи школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного процесса, непосредственные личные контакты обучающихся, учителей, родителей; - возможность коллективной выработки решений, доступность для детей и родителей принять участие в обсуждении школьных проблем; - непосредственная близость детей к живой природе, возможность тесного активного взаимодействия с окружающим миром, положительно влияющих на все стороны и сферы личности ребенка
-
Проблемы - ограниченность, обеднённостьсоциальных контактов школьников, что затрудняет успешность их социализации; - необходимость организации психолого-педагогической и социальной поддержки разных категорий детей, в том числе с особыми потребностями и проблемами в развитии при отсутствии специалистов коррекционных учреждений на селе, психологов, социальных педагогов и других специалистов; - малое количество детей в классе; - ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона и др. Преимущества - интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися; - большое значение в воспитании детей общественного мнения селян, местных традиций - реальные возможности для индивидуализации образовательного процесса (естественный тесный контакт с семьей дает информацию о многих сторонах жизни и воспитания ребенка), проектирования индивидуального образовательного маршрута, программы, плана; - значительные возможности для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, что позволяет разнообразить методы, формы, технологии организации деятельности детей;
-
Основные трудности учителей при переходе на ФГОС - упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; - сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; - традиционный подход к анализу урока; - недостаточная акцентуализация внимания на результативной стороне урока; - принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
-
Мы с вами в начале большого пути… Начало трудно, а конец мудрён. Лиха беда начало. Пошло дело в завязку, дойдет и до конца. Не стращай началом, покажи конец! Трудно раскачаться, а там пошел. Задумал бежать, так не лежать. Струны готовы, недалеко и до песен.
-
Желаю всем успехов в работе!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.