Содержание
-
«Учитель и проблемы дисциплины»
Научно-методический семинар с элементами тренинга. Педагог-психолог МОУ «СШИ № 2» Письменная О.Н. 16.05.2017г
-
Пятиклассник Петя Птичкин постоянно забывает дома тетрадь по математике и отказывается работать на уроке. Когда учительница попросила его открыть учебник и решать задачи, он сказал, что у него нет учебника, а сам бросил его под парту и пытался ногой задвинуть подальше в угол. Стоит учительнице отвернуться к доске, как Петя начинает бормотать ругательства и отвлекать внимание одноклассников. Дина Семенова, восьмиклассница, постоянно опаздывает на историю, забывает тетрадь и учебник, отказывается отвечать и участвовать в обсуждении нового материала. Когда учительница истории говорит ей, что поставит двойку за год или вызовет родителей, Дина с вызовом отвечает, что ей наплевать и что все равно им придется терпеть ее до окончания девятого класса.
-
Учитель и проблемы дисциплины
Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины.
-
Дисциплина в школе не только сама цель, а средство организации учёбы и всестороннего развития личности. В основе ее - уважение к школе, к учителю, к товарищам, к себе самому. Задача школы состоит в том, чтобы создать потребность дисциплины и способность учащихся к самодисциплине. Почему важно говорить о дисциплине?
-
Мини-тест
1. А. Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к своим ученикам. Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх. 2. А. Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для его же блага, так как это способствует достижению высоких результатов. Б. Я считаю, что постоянная критика приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету.
-
3. А. Часто мои ученики совершают такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают. Б. Я чувствую, что чем хуже «выходка» ученика, тем больше он нуждается в поддержке. 4. А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его. Б. Я считаю, что важно сотрудничать с детьми, то есть радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними.
-
5. А. Мои ученики не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и делают что-то, то обязательно не так. Б. Дети должны пробовать себя, при этом они, конечно, часто ошибаются, и все, что может сделать учитель, — это научить детей спокойно исправлять последствия своих ошибок и не бояться их. 6. А. Очень полезно ставить в пример детям их более успешных сверстников. Б. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.
-
7. А. Учеников не должны интересовать чувства, мысли и переживания учителей. Б. Даже когда учитель тщательно скрывает свои чувства к ученикам, они хорошо ощущают и зависят от них. 8. А. Хороший учитель должен, прежде всего, учить предмету, а не заниматься внутренним миром и переживаниями учеников. Б. Хороший учитель точно чувствует эмоциональное состояние учеников и учитывает его в своей работе.
-
Цель педагогического воздействия
Выбирая то или иное педагогическое вмешательство помните, что смысл истинного педагогического воздействия не наказание. Данная программа «Тренинга: Учитель и проблемы дисциплины» преследует две цели педагогического воздействия - остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого поведения в будущем. «Верным» - означает учитывающим истинную цель «плохого» поведения ребенка. Например, техника отсроченного реагирования подходит ученикам, ищущим власти, но не подходит ученикам, боящимся неудачи.
-
Пошаговая система
-
В чём причина нарушения дисциплины?
-
С.В. Кривцова выделяет три основных закона, мотивирующих поведение учащихся: 1-й закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. 2-й закон. Любое поведение учеников подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни. 3-й закон. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей, которые были выделены американским педагогом Рудольфом Дрейкурсом:
-
привлечение внимания- некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам - понимать учителя ·Власть- некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» - и разрушают тем самым установленный в классе порядок. · месть- для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят или всему миру. избегание неудачи - некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать.
-
3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:привлечение вниманиявластьместьизбегание неудачи.
американский педагог Рудольф Дрейкурс пишет: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее — пожалуйста» (Дрейкурс, 1968).
-
Для чего учителю знать истинный мотив «плохого» поведения ученика?
Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить своё собственное поведение. Например, если Инга громко рыдает, положив голову на парту, чтобы привлечь внимание, учительнице достаточно просто подойти к её парте, чтобы она замолчала. Если цель Инги — власть, то она от этого, конечно, не замолчит. Знать истинный мотив поведения ребенка учителю нужно не только для построения своей реакции, но и для понимания реакции ученика на то или иное педагогическое воздействие.
-
1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах
Вера Семушкина опаздывает на все уроки английского и не торопится поднимать руку при опросе. Почему? Света Петрова очень любит, когда ее хвалят учителя, и сделает ради похвалы любую работу. Почему? Дина Смольникова всегда с готовностью остается после уроков для любой внеклассной работы. Почему ? Коля Харитонов тихо бормочет ругательства на геометрии. Почему?
-
Многие психологи предлагают сложные и подробные обоснования такого поведения: они объясняют «плохое» поведение детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием.
-
Ответ прост: потому что они выбрали в тот момент именно такое поведение.
Так, учительница Веры Семушкиной ничего не может сделать, чтобы изменить детские впечатления Веры, а учитель геометрии Коли Харитонова не может изменить неблагополучных условий его жизни. Энтузиазм Светы Петровой объясняется тем, что за каждую похвалу или отличную оценку она получает денежное вознаграждение, и ее учительница не в состоянии изменить такой способ мотивации, придуманный родителями Светы. Дина с такой готовностью помогает после уроков, потому что ей не хочется идти домой, где царит напряженная атмосфера, и ее учительница не может изменить обстановку в семье Дины.
-
2-й закон: Любое поведение ученика подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни
-
Учительница истории и учитель геометрии по-разному оценивают ученика. Хорошее поведение и приличная успеваемость на уроках истории объясняется тем, что Коля хорошо относится к учительнице. Их хорошие отношения строятся на принципах взаимной ответственности (благодаря этому Коля чувствует свою коммуникативную состоятельность). На геометрии же мальчик не может реализовать три желанные цели. Коля вынуждает педагога постоянно обращать на него внимание.
-
Задание группе: описать ситуацию из практики про конкретного ученика школы, пользуясь таблицей. Объяснить свой ответ.
Как определить мотив поведения? Предлагаем потренироваться на следующем примере: «Ученица сидит на уроке и рыдает». Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям: 1. Вы подошли к девочке, и плач сразу прекратился – это «привлечение внимания». 2. Вы подошли к ней, и плач стал громче – это «власть». 3. Если всё это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии – это «месть». 4. Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может, – это «избегание неудачи».
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.