Содержание
-
Метод проектов
Королева О.В., учитель информатики и ИКТ, черчения МОУ СОШ «Комплекс «Гармония» с углубленным изучением иностранных языков» Великого Новгорода
-
Проектная технология положительно влияет на формирование личности школьника, развивая его самостоятельность, творческую познавательную активность, умение сотрудничать, подходить к решению проблем с позиций ценностных ориентиров, прогнозировать последствия своей деятельности (П.Р. Атутов, И.А. Зимняя, В.В. Гузеев, Н.В. Матяш, П.А. Петряков, И.Д. Чечель и др).
-
Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения». (The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003
-
Метапредметные умения
Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников); Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию); Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
-
Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.) Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
-
Глоссарий
Проект - цельное представление о комплексной, уникальной, ограниченной во времени деятельности, оправленной на достижение определенных целей через осуществление изменений. Проектная деятельность - предвосхищенная деятельность, направленная на достижение определенных целей через осуществление изменений в условиях неопределенности и ограниченности во времени.
-
Потребность - переживание дефицита качества или состояния. Цель - предельный осознанный образ предвосхищаемого/желаемого изменения, достижимого в результат деятельности (системных, комплексных действий). Цель проекта - максимальное ожидаемое ценностное достижение проектной деятельности, максимальный результат изменений.
-
Проблема - осознанное противоречие между желаемым и действительным. Проектная проблема - потенциально преодолимое противоречие между желаемым и действительным Задача - нечто, что вы хотите сделать или достичь Задача проекта - определение предметного действия, способного частично или полностью исчерпать имеющуюся проблему.
-
Ожидаемые результаты - предвосхищаемые предметные, качественные и/или ситуационные следствия решения задачи. Способ решения проблемы - возможный или необходимый путь/вариант решения проектной проблемы, идея проекта.
-
План проекта - представление о взаимозависимых, разнесенных во времени действиях (заданиях), воплощающих способ решения задачи проекта (осуществляющих тему проекта), оперирующих наличными и/или потенциальными ресурсами, включающих в себя механизм оценки (отслеживания) собственного осуществления и предполагающих подведение итогов. Проектное задание - операция в составе плана проекта Операция - действие, основанное на очевидной или исчерпывающей инструкции.
-
Типология проектов
Доминирующая в проекте деятельность(исследовательская, поисковая, творческая,ролевая, прикладная)Проекты: практико-ориентированные, информационные, творческие. Предметно-содержательнаяобластьПроекты: - монопроект (в рамках одной областизнания), межпредметный проект. Характер координации проекта: проект с открытой координацией,проект со скрытой(неявной) координацией.
-
Характер контактов: внутри школьный, региональный, международный. Количество участников проекта:индивидуальные, парные, групповые. Продолжительность проекта:краткосрочные, долгосрочные.
-
Принципы проектирования
Мотивированность участия Учет возрастных, психологических, творческих, региональных особенностей Интеграция учебной и внеклассной деятельности Системность
-
Ценности проекта
Уважение права Толерантность Готовность к компромиссам в определенных ситуациях Уважение частной жизни Общественная активность Гражданственность Конструктивность Стремление к самообразованию Стремление к саморазвитию
-
Элементы проектной деятельности
-
-
Ценностный уровень
(структура проекта)
-
-
Оценка ситуации
Оценка ситуации предполагает анализ действительного положения дел или означает проведение исследования, изучения того, что не удовлетворяет в имеющейся ситуации. Концентрация внимания на недостатках, для того, чтобы выявить проблему.
-
Как провести оценку ситуации?
Описание ситуации на основе результатов наблюдения Изучение документов Проведение опросов и анализ их Интервьюирование Дискуссия, обсуждение, мозговой штурм Анализ разных данных и составление сводного отчета Проведение сравнительного анализа
-
Результаты оценки
-
Цель
Возможный перечень направлений целеполагания с учетом их ценностной ориентации: Здоровьесбережение Самореализация Гармоничное развитие личности Создание безопасных условий Качественное образование Мотивация Успешность Свобода Достоинство Сотрудничество (взаимодействие) Активность
-
Творческий уровень
(структура проекта)
-
-
Способ решения проблемы
Способ (вариант) решения проблемы или проектная идея - это ядро, сердцевина проекта. Из ряда вариантов выбирается один с учетом имеющихся ресурсов, возможностей, интересов. Следует помнить, что любой выбранный способ не решит проблему целиком. Необходимо отличать способ решения проблемы в проекте как от единичного действия (например, уборки мусора), так и от комплексной программы, включающей ряд проектов.
-
Возможные опасности
опасность нескольких способов (их комплекса), которая приводит к выполнению нескольких проектов под одной шапкой; опасность маниловщины, отрыва от реальности, мечтаний, не связанных с жизнью; опасность превращения проекта в хорошее дело, ради которого не стоит создавать проект; опасность ресурсозатратного проекта (результат не будет оправдывать затраченных ресурсов); опасность неконкретности выбранного способа, размытости (создание системы и т.п.)
-
Задачи
это направления деятельности, включающие ряд действий, комплекс мер. В проектировании задачи могут быть изложены в двух логиках: последовательно (по времени выполнения) по приоритетности (степень значимости).
-
Виды задач
материально-технические (финансовые), нормативно-правовые, организационные, кадровые, информационные, исследовательские, дизайнерско-оформительские, коммуникационные, оценочно-рефлексивные.
-
Ожидаемые результаты
предвосхищаемые предметные, качественные и/или ситуационные следствия решения задачи.
-
Требования к ожидаемым результатам
конкретные; уточняют формулировку задачи, а не просто повторяют ее в другой форме; проверяемые; связанные с целями и задачами; реалистичные (связь с ресурсами и рисками).
-
Практический уровень
(структура проекта)
-
-
Этапы практического уровня проекта
-
-
Составление плана
-
Оценка ресурсов
Возможные классификации ресурсов: Материальные - нематериальные. Финансовые (денежные) - материальные – человеческие - административные (властные) - интеллектуальные социальные Ролевые - выпускники, меценаты, родители и т.п. Имеющиеся - необходимые Общественные - индивидуальные
-
Оценка рисков
Не забудьте оценить риски вашего проекта! Риски не должны быть равными или превышать по количеству ресурсы!
-
Эффекты реализации
обучающий (знание новых теорий, понятий, документов и т.д.), воспитательный (формирование гражданской культуры, преодоление правового нигилизма, развитие социальной активности молодежи), административный (взаимодействие различных участников образовательного процесса, улучшение эффективности управления школой). Все они должны учитываться в ходе оценочной стадии.
-
Оценка результатов
Оценивание происходит на разных уровнях проектной деятельности - на уровне ценностном, творческом и практическом, поэтому можно говорить о промежуточном и итоговом оценивании.
-
анкетирование и другие варианты исследования сверка с планом (корректировка при необходимости), общее обсуждение (собрание членов команды), отчеты ответственных (по выполнению заданий), составление портфолио по определенной структуре, приглашение экспертов или независимых лиц, самооценка, подготовка материалов для СМИ, статистические данные, составление графиков и таблиц, сравнительный анализ, пресс-конференция (ответы на вопросы), дебаты (аргументы и контраргументы).
-
Оцениваем
содержание проекта, структура (логика, последовательность), организация проектной работы, результаты (созданные продукты и появившиеся эффекты - могут быть отсроченными и моментальными; социальными, политическими, правовыми, экономическими, культурными, нравственно-духовными, образовательными и другими).
-
Советы и рекомендации
Не берите работы больше, чем могли бы и хотели бы выполнить Работайте в тесном сотрудничестве, будьте единым коллективом Успех работы зависит от общественного мнения Не стремитесь к идеальному и безупречному результату Не опускайте руки при неудачах Помните, что для достижения цели не все средства хороши
-
Будьте терпимы к мнениям других людей, убеждайте делами, а не словами Будьте готовы принять на себя ответственность при выборе решения Проект должен создаваться для людей, а не раби проекта Корректируйте план проекта, но не сильно увлекайтесь этим Помните о своих целях и ожидаемых результатах
-
Не бойтесь признавать свои ошибки и исправлять их Установите атмосферу доброжелательности в своем коллективе Лидеры не должны превращаться в тиранов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.