Содержание
-
С.В.Филатова, ассистент кафедры ТиМ ПДО Теоретические и практические аспекты проектирования АОП с учётом ФАОП ДО
-
Виды образования в Российской Федерации для лиц с ОВЗ и их общая характеристика.
-
Модели интегрированного обучения
-
Федеральный закон
Выдерки из законодательного акта Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся обучения и содержания обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве.
-
Глава 1. Общие положения
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Раскрыты следующие понятия: инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа, образование, обучение, воспитание, обучающийся с ОВЗ, инвалид. Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.
-
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. Статья 41. Охрана здоровья обучающихся. Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Статья 55. Общие требование к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
-
«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
В июне 2012 года президентом Российской Федерации принята «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Данный документ законодательно закрепил права детей-инвалидов на: включение в образовательную среду наравне со всеми детьми и свободу от дискриминации в сфере образования.
-
Временная интеграция
предполагает участие детей с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях, вместе с обучающимися общеобразовательных учреждений в праздниках, районных или городских мероприятиях.
-
Частичная или фрагментарная интеграция
ориентирована на пребывание ребенка с ОВЗ в первой половине дня в коррекционных группах или классах, где проводится обучение по специальным адаптированным образовательным программам, а во второй половине дня посещают занятия внеурочной деятельности в группе детей, обучающихся по общеобразовательной программе.
-
Комбинированная форма интеграции
рекомендуется детям с ОВЗ с сохранным интеллектом, с хорошим уровнем речевого развития. Ребёнок всё время проводит со своими сверстниками, воспитываясь и обучаясь в общеобразовательном пространстве, но учитель-логопед, педагог-психолог проводят с ним индивидуальные занятия по развитию речи, коррекции поведения.
-
Полная интеграция
предполагает постоянное прибытие ребёнка в массовой группе или школе, где к нему предъявляют общие требования, без скидок на его нозологию. Дополнительную помощь такие дети получают дома или у дефектологов, работающих в реабилитационных центрах.
-
Основное отличие интеграции от инклюзии в образовании.
В учреждении, осуществляющей интегрированную форму обучения для детей с ОВЗ, не всегда создаются условия для детей с особыми образовательными потребностями или инвалидностью. При такой модели ребёнок с особыми образовательными потребностями включается в общую систему обучения и старается её догнать. В этом и заключается основное отличие интеграции от инклюзии в образовании. При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ и инвалидностью создаются более подходящие условия: оборудуют группы, классы; используют специальные дидактические материалы, учебники и учебные пособия; ребёнок может сопровождаться тьютором, который помогает в обучении. Для учащихся с ОВЗ составляется адаптированная образовательная программа на основании заключения ПМПК с использованием ИПРА ребёнка-инвалида.
-
Нормативно-правовая база и методологическая основа проектирования адаптированной основной образовательной программы и адаптированной образовательной программы в ДОУ.
-
Понятие АОП и АООП
В Федеральном законе от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» есть два термина: «адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей» (АОП) и «адаптированная основная общеобразовательная программа, в том числе для отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для разных категорий детей с ОВЗ» (АООП).
-
Какие документы использовать для АОП и АООП
При разработке АОП и АООП, педагогический коллектив образовательного учреждения ориентируется на: рекомендации ПМПК и ППк (психолого-педагогический консилиум учреждения) после обследования ребенка с ОВЗ и ФАОП ДО для детей с ОВЗ, ФАОП НОО для детей с ОВЗ, ФАОП ООО для детей с ОВЗ или ФАООП УО.
-
Программы, используемые для составления АООП и АОП:
Приказы Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022«Об утверждении федеральной адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ дошкольного образования» Приказы Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ начального общего образования», Приказы Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ основного общего образования», Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». ФАООП вступили в силу с 02.04.2023года
-
АООП для детского сада.
В детском саду разрабатывается АООП, если ПМПК рекомендовала вашим воспитанникам обучение по АООП ДО, и вы открыли для них группу компенсирующей направленности. АООП разрабатывают для групп компенсирующей направленности, так как образовательные потребности детей с ОВЗ одной категории схожи и образовательные задачи для всех воспитанников группы одинаковы. Утверждена ФАОП ДО для детей: глухих; с амблиопией и косоглазием; слабовидящих; слепых; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с тяжелыми нарушениями речи; слабослышащих и позднооглохших; с тяжелыми множественными нарушениями развития; перенесших операцию по кохлеарной имплантации; для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста.
-
Структура АООП ДО
-
-
-
Как организовать предметно-развивающую среду инклюзивной группы
При организации предметно-развивающей среды инклюзивной группы учитывайте, что уровень развития детей может сильно отличаться. Поэтому используйте на занятиях пособия и игры, которые имеют развивающий потенциал. Применяйте разные задания с несколькими «ступенями сложности». В рамках одного занятия предлагайте задания, доступные для разных детей. Оснастите групповую комнату играми и игрушками, которые могут быть интересны и доступны как нормативно развивающимся детям, так и детям с ОВЗ. Используйте мягкие модули, железные дороги, магнитные конструкторы и конструкторы LEGO, чтобы любой ребенок мог включиться в совместную игру. Приобретите методическую литературу по работе с детьми, которые имеют разные нарушения развития: ранний детский аутизм (РАС), интеллектуальную недостаточность, нарушения зрения и слуха, нарушения речи, опорно-двигательного аппарата. У специалистов и воспитателей будут возникать вопросы, как работать с такими детьми. Важно, чтобы они могли получить необходимую информацию.
-
Как разработать АОП
Разрабатывается АОП для конкретного ребенка с ОВЗ (ч. 1, 2 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) с учётом рекомендаций, прописанных для детей-инвалидов в ИПРА. Законодательство не содержит норм по разработке АОП в школе и детском саду. Составляете АОП, соблюдая структуру, определенную ФАООП, с учетом рекомендаций ПМПК и ППк. Срок реализации АОП учреждением определяется самостоятельно. Корректируется АОП, если изменились особенности и образовательные потребности ребенка с ОВЗ и на это есть рекомендации ПМПК или ППк. Правила разработки АОП прописываются в локальном акте учреждения: назначение ответственных, структуру программы, примерное содержание, сроки разработки, необходимо ли согласовывать программу с органами управления или ППк.
-
Чем отличаются ИПРА, СИПР и индивидуальный образовательный маршрут
ИПРА – индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида. Ее разрабатывает бюро медико-социальной экспертизы для детей-инвалидов и инвалидов. СИПР – специальная индивидуальная программа развития для детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Требования к СИПР установлены ФАООП УО. Индивидуальный образовательный маршрут – условная концепция из теории педагогики. Имеет разные интерпретации. Школы и детские сады вправе использовать термин в любом удобном контексте.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.