Содержание
-
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
-
Коллектив
– Это группа людей, которая является коллективом если у нее есть общая социально-значимая цель. _ Любой коллектив постоянно меняется, т к меняются люди входящие в коллектив. _ Процесс развития коллектива это управляемый процесс. _ Коллектив как специально организованное объединение воспитанников формируется не сразу. _ Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. _ Процесс формирования коллектива длительный.
-
Психологический климат в коллективе это специфическое социально-психологическое явление, которое складывается в коллективе под влиянием сложной системы взаимоотношений членов коллектива между собой и с окружающей социальной средой в процессе труда и общения. Он проявляется в эмоциональном, поведенческом, когнитивном, нравственном и идеологическом плане, воздействует на активность личности и деятельности коллектива (А.Г. Ковалев, В.И. Панферов)
-
ОбщениеЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯСЯ В УСТАНОВЛЕНИИ КОММУНИКАЦИИ, СВЯЗИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЙ ДВУСТОРОННИЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ.(Т.В.МИШАТКИНА)
-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ– СИСТЕМА, ПРИЕМЫ И НАВЫКИ ОРГАНИЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАННИКОВ, СОДЕРЖАНИЕМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ОКАЗАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СРЕДСТВ. (В.И. ВОЛЫНКИН)
-
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ РАСКРЫВАЮТСЯ В ТРУДАХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ: А. А. БОДАЛЕВА,А. А. ЛЕОНТЬЕВА, Н.В.КУЗЬМИНОЙ,В. А. КАН-КАЛИКА,Я. Л. КОЛОМИНСКОГО, И. А. ЗИМНЕЙ, А. А. РЕАНА.
-
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
познание личности обмен информацией организация деятельности обмен ролями сопереживание самоутверждение
-
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
моделирование изначальное взаимодействие управление общением в развивающемся педагогическом процессе анализ осуществленной системы общения
-
СТИЛИ ОБЩЕНИЯ И СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА
Стиль — это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. Главное для стиля — единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.
-
ФОРМУЛА СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
СПО = СР + СО
-
СТИЛИ РАБОТЫ
Демократический стиль Авторитарный стиль Либеральный стиль
-
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ
Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте»
-
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
косвенные формы побуждения к действию (совет, просьба); побуждение к самостоятельности; активности; искренность взаимоотношений; переживание неудач ребенка; радость за успехи каждого ребенка; уважение личности ребенка; создание комфортного микроклимата в группе; поддержка полезных начинаний каждого ребенка; поощрение инициативы и творчества оказание поддержки каждому ребенку.
-
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
Отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «воспитатель— воспитанник». «Как все идет, так и пусть идет»
-
КАКОЙ СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ВОСПИТАННИКА ВЫБИРАЕШЬ ТЫ?
авторитарно- догматический либеральный или попустительский демократический
-
Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль, при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности воспитанников, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед воспитанниками, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самоосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.
-
СТИЛИ ОТНОШЕНИЙ
1) устойчиво-положительный (спокойный и ровный тон в обращении к воспитанникам, положительные эмоции в основе общения, деловая реакция на недостатки воспитанников, проявляющиеся в их работе и поведении); 2) пассивно-положительный (спокойный и ровный тон в обращении к воспитанникам, в то же время ориентация педагога на зависимость результатов деятельности не от собственных усилий, а от степени добросовестности и ответственности детей); 3) неустойчивый(подверженность воспитателя частой смене настроения, вызванной собственными переживаниями, неудачами и неумение поддерживать эмоциональное равновесие в ситуациях нарушения воспитанниками требований к учебе, дисциплине и т.д.); 4) открыто отрицательный (демонстрация педагогом своего негативного отношения, как к отдельным воспитанникам, так и ко всей группе; нарушение педагогического такта, непозволительные для педагога грубость, сарказм, унижение личности ркбенка).
-
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
продуктивный непродуктивный
-
НЕПРОДУКТИВНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
= СР СО авторитарный пассивно-положительный либо открыто-отрицательный +
-
= СР СО либеральный неустойчивый +
-
ПРОДУКТИВНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
= СР + СО демократический устойчиво-положительный
-
РОЛИ воспитателя В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО В.А. КАН-КАЛИКУ)
«Монблан» «Китайская стена» «Локатор» «Робот» «Тетерев» «Друг» «Гамлет» «Я сам» «Бумеранг»
-
«Монблан» (отстранение от воспитанников и возвышение над ними)
-
«Китайская стена» (дистанция, отсутствие эмоциональных контактов)
-
«Локатор» (избирательно реагирует на воспитанников, допускает предвзятые отношения)
-
«Робот» (действует по программе, не учитывая изменений в ситуации, неэмоционален)
-
«Тетерев» (слышит только себя)
-
«Друг»
-
«Гамлет» (постоянные сомнения)
-
«Я сам» (воспитатель главный)
-
«Бумеранг» (предвидит результат взаимодействия, общение организует на основе поддержания обратной связи с воспитаниками.)
-
УСТАНОВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПОМОГАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРИЕМОВ:
приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении): создание на занятии атмосферы защищенности при общении воспитанников с воспитателями; одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге; одобрение практики обращения воспитанников за помощью к воспитателю или товарищам; поощрение устных ответов по собственной инициативе воспитанников; создание щадящих условий при ответе воспитанника с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью; недопущение действий со стороны отдельных воспитанников, подавляющих творческую активность товарищей на занятии.
-
ЛИТЕРАТУРА
Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1982. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – 1979. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. – М.: Педагогика, 1984. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособ. для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 316 с. Страхов И.В. Психология педагогического общения. – Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1980. Толстых А.В. Наедине со всеми: О психологии общения. – Минск, 1990. Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми. – Мн.: Народная асвета, 1987. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической психологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250 с.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.