Содержание
- 
              
            
 Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса Лекция 8 
- 
              
            ВоспитаниеВоспитание - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности В современном понимании процесс воспитания - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели Социализация личности Формирование личности Становление личности 
- 
              
            Стороны воспитаниясодержательная процессуальная от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) от воспитанника к воспитателю (обратная связь) 
- 
              
            Противоречиявнешние внутренние Эффективность воспитания зависит от: • сложившихся воспитательных отношений • соответствия цели и организации действий, помогающих достигнуть цели • соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников • совокупного действия объективных и субъективных факторов 
- 
              
            Факторы воспитаниявыражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др. Объективные факторы воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Субъективные факторы 
- 
              
            Условия воспитательного процесса• интенсивность воспитания и самовоспитания; • активность его участников в педагогическом взаимодействии; • эффективность сопутствующих ему процессов - развития и обучения; • воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь к более успешному воспитанию; • качество воспитательного воздействия; • интенсивность воздействия на "внутреннюю сферу" воспитанника; • сочетание педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; • интенсивность и качество взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками; • общественная направленность воспитания; • связь воспитания с жизнью, трудом; • опора на положительное в воспитании; • гуманизация воспитания; • личностный подход; • единство воспитательных воздействий 
- 
              
            Принципы воспитанияПринцип связи воспитания с жизнью Принцип опоры на положительное Принцип гуманизации Принцип личностного подхода Принцип единства воспитательных воздействий Принцип направленности воспитания 
- 
              
            Средства воспитаниявиды деятельности (труд, игра) предметы, вещи (игрущки, ЭВМ) произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания) 
- 
              
            Методы воспитания– это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф. Харламов уточняет: методы воспитания – совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования. 
- 
              
            Классификация методов воспитания (Ю.К. Бабанский)1 группа Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок) – единство сознания и поведения 2 группа Методы организация деятельности, опыта поведения – формирование личности в деятельности 3 группа Методы стимулирования деятельности и поведения отражают потребностно- мотивационный компонент 4 группа Методы контроля, самоконтроля и самооценки 
- 
              
            1 группа методовМетоды формирования сознания личности (взглядов, оценок) – единство сознания и поведения. рассказ объяснение лекция диспут беседа пример внушение 
- 
              
            2 группа методовМетоды организация деятельности, опыта поведения – формирование личности в деятельности упражнение общественное мнение воспитывающие ситуации педагогическое требование приучение инструктаж демонстрация 
- 
              
            3 группа методовМетоды стимулирования деятельности и поведения отражают потребностно- мотивационный компонент наказание (осуждение) поощрение (одобрение) соревнования познавательные игры эмоциональное воздействие 
- 
              
            4 группа методовМетоды контроля, самоконтроля и самооценки педагогическое наблюдение опросники диагностика выявление причин отклоняющегося поведения посредством бесед 
- 
              
            Педагогическое мастерство– комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата 
- 
              
            Функции педагогического общенияпознание личности обмен информацией организация деятельности самоутверждение сопереживание обмен ролями 
- 
              
            Структура педагогического общенияМоделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап) Управление общением в ходе педагогического общения Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака) 
- 
              
            Стили общенияАвторитарный стиль Либеральный стиль Демократичный стиль Определяет направление деятельности группы, указывает, приказывает, пресекает всякую инициативу, подавляет инициативу школьников Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, педагог советуется со школьниками, активно обсуждает ход работы Анархический, попустительский. Учитель не вмешивается в жизнь коллектива, не проявляет активности. Педагог фактически самоустраняется от ответственности за происходящего 
- 
              
            Коллективколлективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом признаков: - общий выборный руководящий орган - общая организация деятельности - общая совместная деятельность для достижения поставленной цели - отношения ответственной зависимости - общая социально значимая цель - сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу 
- 
              
            Стадии формирования коллектива (А.С. Макаренко)Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения) Вторая стадия – усиление влияния актива Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива 
- 
              
            Отношения между личностью и коллективомИдеал взаимоотношений – гармонизация личности и коллектива. Личность берет от коллектива оптимальные модели поведения, усваивает целесообразные способы общения и социальный опыт. - личность подчиняется коллективу (конформизм) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм) 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.