Содержание
-
«Влияние семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольника»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №36» Выполнила: инструктор по физической культуре Борисова Н.А.
-
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
-
Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности. От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через много лет. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал.
-
В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал
-
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
-
Объект изучения: психологическое здоровье дошкольников. Предмет изучения: влияние семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольника. Цель выпускной квалификационной работы: изучение влияния семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольников
-
Психологическое здоровье – это…
Анализ литературы по теме изучения позволяет сделать вывод о том, что в современной психологии нет однозначного определения понятия «психологическое здоровье». Появление этого термина связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований – гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.
-
«Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной. В свою очередь, альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь; альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи» (И.В.Дубровина)
-
Анализ научной литературы и психологической практики показывает, что на сегодня есть несколько подходов к пониманию феномена психологического здоровья в период развития личности в дошкольном и школьном детстве. В частности, Р. Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С. Фрайберг – между потребностями индивида и общества; Н. Гаранян, А. Холмогорова – как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты
-
Таким образом, можно сделать вывод, что психологическое здоровье – это многогранный феномен, на становление которого влияют различные факторы. Их условно можно разделить условно разделяют на объективные (факторы среды) и субъективные (индивидуальные особенности).
-
Основными особенностями психологического здоровья детей в дошкольном возрасте являются его зависимость от «зоны ближайшего развития», доминирующая роль семьи в его формировании, тесная взаимосвязь психологического здоровья с физическим здоровьем.
-
Семья и её роль в развитии ребенка
Семья формирует нормы и традиции. В свою очередь, семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их, что положительно влияет на психологическое здоровье ребенка.
-
Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Исходя из этого, особого значения в воспитании детей и сохранении их психологического здоровья приобретают семейные ценности.
-
Каждый из ведущих институтов социализации личности – семья и образовательные учреждения – по-своему участвуют в воспитании, у каждого из них есть свои особенности видения ребенка и способы воздействия на него. Но в то же время, как отмечает О. И. Дмитриева, основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными "фигурами", влияющими на решение задач воспитания и социализации по-прежнему остаются родители.
-
Семейные ценности, как фактор, влияющий на психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста
Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры. Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. В каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношении, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.
-
Из опыта работы по изучению влияния семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольника
Целью изучения стало выявление уровня психологического здоровья воспитанников, особенностей внутрисемейного климата и системы семейных ценностей, влияющих на формирование психологического здоровья дошкольников
-
Работа по изучению влияния семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольника проходила на базе МБДОУ №36 г.Солнечногорска. В изучении принимали участие воспитатели старшей группы, 29 детей: 16 девочек и 13 мальчиков, родители.
-
На первом этапе работы во время родительского собрания родителям предлагалось заполнить карты психологического здоровья ребенка
-
Затем, в комплексе мероприятий по выявление уровня психологического здоровья воспитанников для того, чтобы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье, определить круг значимого общения ребенка воспитанникам были предложены тесты «Нарисуй свою семью», «Я в детском саду», «Лесенка», «Два дома»
-
В исследовании О.В. Хухлаевой описаны три уровня психологического здоровья детей дошкольного возраста: креативный, адаптивный, дезадаптивный.Обобщенные результаты первичного обследования позволили условно разделить детей на 3 группы, согласно уровням психологического здоровья,описанным ниже.
-
Уровни психологического здоровья дошкольников
К креативному уровню психологического здоровья автор относит детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. К адаптивному уровню относятся дети, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность. К дезадаптивному, или ассимилятивно-аккомодативному, уровню психологического здоровья относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства
-
Как видно из результатов исследования, большую часть выборки составили дети с адаптивным уровнем психологического здоровья; в то же время достаточно большое количество детей, которые, в той или иной мере находятся под влиянием комплекса факторов риска психологического здоровья. Эти дети требуют оказания психологической помощи разного характера и объема и нуждаются в создание особых условий для сохранения и укрепления психологического здоровья в ДОУ и семье.
-
В процессе работы мы также проводили параллель между наличием семейных ценностей в воспитании детей и уровнем психологического здоровья детей. Для выявления стиля воспитания в семье и наличия семейных ценностей были использованы следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование родителей, беседы и т. д.
-
Анализ полученных результатов показал, что в семьях, которые воспитание детей строят на основе семейных ценностей, дети, как правило, имеют креативный и адаптивный уровень психологического здоровья.
-
Говоря о формировании семейных ценностей, как уже было сказано выше, надо начинать работу с корректировки родительских установок. Ведь именно у родителей ребенок учится проявлять свои чувства, свои привязанности. В семье он видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг за друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Поэтому воспитательная система должна охватывать в первую очередь родителей, предлагая такие формы работы, которые в наибольшей степени заинтересуют взрослых.
-
Работа по обогащению знаний родителей об особенностях психологического развития дошкольников
Мини-лекторий «Ребенок в современном мире» Выставка литературы «Вопросы воспитания современного дошкольника» Родительское собрание «Семейные ценности в воспитании дошкольника» Выставка литературы «О здоровье детей» Выставка литературы «Проблемы сохранения здоровья детей в семье» «Семейный клуб» Индивидуальная работа
-
Решению поставленных задач по созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольника в детском саду способствовало обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников путем создания в группах детского сада уголков психологического здоровья
- стенды «Я пришел», «День рождение», «Я и мои друзья» для формирования ощущения принятия себя в коллективе детского сада; - экраны «Герой дня», «Звезда недели», «Наши рекорды» для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей; - персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания ситуации успеха, пробуждения ресурсов и развития веры в себя и собственные силы.
-
Наряду с детьми и родителями проводились различные консультации и тренинги для педагогов. Работа с педагогами проводилась с целью формирования умений: - выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей; - проведения занятий с учетом индивидуальных особенностей детей; - создания благоприятного психологического климата в ДОУ и семье; - применять здоровьесберегающие технологии в режиме дня и на занятиях.
-
С целью уточнения особенностей формирования и сохранения психологического дошкольников психологом детского сада был проведен мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»
-
Для совместной работы детей и родителей были разработаны домашние задания. Цель изучения тематики «Мир эмоций» – развитие способности адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать состояние других людей, развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, обучение элементарным приемам регулирования поведения, снятие психомышечного напряжения. Для детей и родителей были проведены различные досуги и развлечения - развлечения «Мы с мамой друзья», «Самый лучший папа на свете», «Супермама », «Наши бабушки» и др.; - спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй»; - празднование дней рождений; - выставки семейных коллекций, реликвий «Из сундучка».
-
После проведения цикла различных форм работы по формированию и сохранению психологического здоровья детей мы провели контрольный срез, который был основан на методиках, использованных на констатирующем этапе исследования.Анализ полученных результатов приведен в диаграмме
-
Проанализировав данные контрольного обследования и сделав сравнительный анализ результатов, мы проанализировали динамику уровня психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста
-
После осуществления сравнительного анализа данных полученных в процессе констатирующего и контрольного эксперимента, результаты показали эффективность проведенных мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности психологического здоровья у детей дошкольного возраста. Таким образом, в ходе работы были выявлены следующие показатели эффективности взаимодействия ДОУ с семьей по изучению влияния семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольников: в группе удалось добиться преобладания позитивных изменений, соответствующих психологическому здоровью (адаптивность, принятие себя и других, позиция кооперации в отношениях с ребёнком, оптимальный эмоциональный контакт), и снижения показателей психологического нездоровья (давление на ребёнка, пренебрежение им, дезадаптации, непринятие себя и других, нарушения контакта с ребёнком).
-
Заключение
Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности, возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего создаются все необходимые условия по сохранению психологического здоровья дошкольников.
-
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.