Содержание
-
Введение в школьную жизнь
Курс для первоклассников Г.А. Цукерман К.Н. Поливанова Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Каслинская СОШ №27» Екимовой Натальи Валерьевны
-
Цель курса: создать у ребенка представления о школе как о месте, где он будет принят весь, целиком – со всеми своими чувствами, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, что все это в школе важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.
-
Данная цель реализуется с помощью следующих задач:
Начать формирование детского и родительского коллектива; Помочь ребенку адаптироваться в новых условиях; Учить детей групповому взаимодействию, самооценке, взаимооценке, высказыванию своих мыслей с доказательством, умению вести дискуссия, задавать вопрос.
-
Основные идеи курса:
Помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника», т. е. обучение навыкам учебного сотрудничества, «строительство коммуникативных каналов»: Умение договориться; Обмениваться мнениями; Понимать и оценивать друг друга; Понимать и оценивать себя.
-
Учить ребенка слушать учителя: Относить каждое слово учителя к себе лично; Пытаться найти ответ; Сдержать импульс, желание отвечать сразу, непосредственно.
-
При введении правил школьной жизни: Дать ребенку выбор: действовать по правилу или нарушать его, и обыграть этот выбор; Дать ребенку внешние опоры – средства соблюдения правил, но одной доброй воли недостаточно человеку, у которого волевые качества еще не сложились.
-
Учить детей работе в группе по алгоритму:
Сформировать свою точку зрения каждому; Выяснить точку зрения своих партнеров; Обнаружить разницу точек зрения; Попытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.
-
Правила работы в группе: Не шуми понапрасну, говори коротко и ясно; Высказав свое мнение, спроси остальных: «Ты согласен? Ты не возражаешь? А как ты думаешь?»; Не торопись говорить «да» или «нет», прежде подумай; Если есть разные мнения, спросите друг друга «Почему ты так считаешь?», «А можно это доказать?». Если вы согласны, действуйте!
-
При самооценке достижений: предельно дифференцировано, точно различая области: знания, полузнания, незнания и точно измеряя степень своей умелости, недоученности, неумения; оптимистично: видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу совершенствования.
-
Нормализация семейно – школьных отношений. Школьная тема дома – домашнее задания для всей семьи; Домашняя тема в школе – чтение детско–родительских сочинений и свободный разговор о том, что важного случилось в последнее время, в неформальной обстановке; Присутствие родителей на занятиях делает атмосферу первых дней в школе более домашней, спокойной, доверительной.
-
В курсе Г. Цукерман и К. Поливановой «Введение в школьную жизнь» уже заложены в учебные занятия диагностические методики, например, «Цветок настроения», «Анкетирование», «Мое отношение к школе», «Графические диктанты» и другое. Данный курс способствует созданию педагогических условий для формированияУУД.
-
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; сличать способ действия и его результат;
-
Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - использовать знаково-символические средства (модели и схемы); - строить сообщения в устной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа, правила; - построение рассуждения; - уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена; - рефлексия способов и условий действий; - сравнение, установление аналогий, построение рассуждения. .
-
Коммуникативные УУД: а) инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество; б) взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, строить монологическое высказывание, вести устный диалог, слушать собеседника; в) управление коммуникацией: - определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
-
Личностные результаты: - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя); - учебно-познавательный интерес к новому; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; - принятие образа «хорошего ученика»; -уважительное отношение к иному мнению; -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; - самооценка на основе критериев успешной деятельности; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
-
Схема времени
-
Схема класса
-
Самооценка по «волшебным линеечкам»
П К А С Т Д
-
Знаки взаимодействия
«Я» «Мы» «Хор» ? «Ловушка» «Реакция на реплику + -»
-
Эффективность учебной деятельности. Учебная активность - I Усвоение знаний (успеваемость) - II Усвоение школьных норм поведения - III Поведение на уроке - IV Поведение на перемене - V Успешность социальных контактов – VI (Взаимоотношения с одноклассниками, взаимоотношения с учителем) Эмоционально благополучие – VII. Степень адаптации: Полная – от 21 до 35 баллов. Неполная – от 15 до 20 баллов. Дезадаптация – от 0 до 14 баллов.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.