Содержание
-
Воспитатель МАДОУ №68 «Ромашка»-1Агазаде Н.И.
Развитие словаря детей дошкольного возраста
-
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
-
Словарь-это лексический состав речи, которым пользуется человек. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
-
Задачи лексического развития:
1) Обогащение словаря новыми словами (происходит за счет общеупотребительной лексики - названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.); 2) Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием); В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. 3) Активизация словаря.
-
4) Устранение из речи детей нелитературных слов Воспитатель добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи.
-
Направления словарной работы: расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам
-
Критерии отбора слов для развития словаря детей. Коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей. Учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы. Необходимость слова для усвоения содержания образования, предусмотренногоПрограммой. Значимость слова для решения воспитательных задач. Частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети. Значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественныхпроизведений. Отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям полексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, то есть по степени обобщения,трудности произношения, сложности грамматических форм.
-
Принципы словарной работы. Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления. Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи.Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширениезначений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование). Опора на активное и действенное познание окружающего мира. Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности. Связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей.
-
Методы словарной работы:
-
система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка.
1. Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные.) Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? (Береза.) 2. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает.) Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце.) Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (рыба, самолет, бабочка, листья.) 3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно.) 4. Подбор синонимов и антонимов. 5. Дидактические игры. 6. Использование технологии ТРИЗ.
-
Содержание словарной работы в ДОУ1.Бытовой словарь: названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов гигиены, пищи. 2.Природоведческий словарь: название явлений неживой и живой природы.3. Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, праздники ...).4. Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой).5. Слова, обозначающие время, пространство, количество.
-
Словарь существительных Демонстрационный материал по всем лексическим темам Игры, позволяющие в практической деятельности закреплять в речи употребление новых слов Игры и задания на словообразование
-
Игра «Кому что нужно для работы?»
-
Игра «Накорми животных»
-
Глагольный словарь
Расширение словаря действий при изучении всех лексических тем Введение в речь приставочных глаголов
-
Игры и задания на образование приставочных глаголов
-
Словарь прилагательных
Расширение словаря признаков при изучении всех лексических тем Закрепление в речи умения образовывать притяжательные и относительные прилагательные Формирование умения образовывать и использовать в речи сложные прилагательные
-
игра «Назови блюдо»
-
Игра «Назови одежду»
-
-
а) направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;б) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.Г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
Вывод: Словарная работа имеет огромное значение для дошкольного образовательного процесса, так как:
-
РЕКОМЕНДАЦИИ : развивать наглядно-образное мышление ребёнка активно знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями , используя приемы описания обязательное сопровождение любых действий с ребёнком речью. стараться научить отвечать на вопросы не одним словом , а предложением.
-
Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает художественная литература. Однако и те слова, которые ребенок услышал в сказке, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда дети будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.