Содержание
-
«Словарная работа в разных видах деятельности»
Автор: Архипова О.В. Воспитатель
-
Актуальность
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов дошкольного образования. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.
-
В современной методике Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
-
Принципы словарной работы
Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышлением; Опора на активное и действенное познание окружающего мира; Связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей; Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности; Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи; Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).
-
Задачи словарной работы
Общие задачи: Обогащение, расширение словаря разными частями речи; Активизация словаря, переход слов из пассивного словаря в активный; Уточнение словаря; Замена диалектизмов, местных говоров словами литературного произношения.
-
Специальные задачи: Обогащение словаря детей народными образными выражениями, пословицами, поговорками, антонимами, метафорами, эпитетами; Усвоение детьми обобщений, понятий, основного и переносного значения слова; Формирования навыков словообразования и т.д.
-
Словарь ребенка – дошкольника включает:
Бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений; Природоведческий словарь: слова, обозначающие явления неживой природы, растений, животных. Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.); Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создаются при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый); Лексика, обозначающая время, пространство, количество.
-
На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В.И.Логинова выделила три таких направления:
расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
-
Методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста
Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии. б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач. Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
-
Методические приёмы делятся на три основные группы:
1. Словесные приёмы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос. 2. Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия. 3. Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
-
Словарная работа в разных видах деятельности
1. Бытовая деятельность Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. 3. Сюжетно-ролевые игры В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы. 4. Творческая художественная деятельность детей Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.
-
Список используемой литературы1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2006.2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология".- 4-е изд.- М., 1999.4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Издательство АСТ, 2008.5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.6. Логинова В.И. Формирование словаря/Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1994.7. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие./ Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева.- М., 2001.8. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2007.9. Рудик О.С. Развитие речи детей 2 – 4 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010.10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005.11. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.12. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- СПб. "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.