Содержание
-
Здоровьесберегающие технологии в профилактической работе классного руководителя 2017г.
-
Существует более 300 определений понятия «здоровье», Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов
-
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемостъ (интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья)
-
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения
-
Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов, 2006). Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы. 1.Медико-гигиенические технологии (МГТ) 2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) 3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы: -организационно-педагогические технологии (ОПТ) -психолого-педагогические технологии (ППТ) -учебно-воспитательные технологии (УВТ) -социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии(САЛРТ) -лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ)
-
В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий. 1.Уровень района, города, 2.Уровень школы (или другого образовательного учреждения). 3. Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке.
-
Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью
-
Средства используемые при реализации здоровьесберегающих технологий Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: 1) средства двигательной направленности; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы; 4) факторы становления ценностного отношения к здоровью.
-
Методы, используемые при реализации здоровьесберегающих технологий Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две труппы методов: специфические(характерные только для процесса педагогики оздоровления) общепедагогические(применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
-
В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода. Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические(личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие(физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж: самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие(элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.); информационно-обучающие(письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
-
Виды здоровьесберегающих технологий Физкультурная минутка Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз Смена видов деятельности Артикуляционная гимнастика Игры Релаксация Технологии эстетической направленности Оформление кабинета Позы учащихся Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Эмоциональные разрядки Беседы о здоровье Стиль общения Работа с родителями
-
Структура процесса обучения при использовании здоровьесберегающих технологий Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. 1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. 2. Этап углубленного изучения. 3.Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
-
Организация урока с применением здоровьесберегающих технологий Уроки-игры Уроки -дискуссии Уроки -соревнования Театрализованные уроки Уроки-консультации Уроки с групповыми формами работы Уроки взаимообучения учащихся Уроки творчества Уроки -аукционы Уроки-конкурсы Уроки-обобщения Уроки-экскурсии и др.
-
АРТ–ТЕРАПИЯ –"лечение" искусством Спектр проблем, при которых используется методика арт-терапии, достаточно широкий: депрессивные состояния, апатия ко всему, нежелание что-либо делать, внутренние конфликты состояние кризиса (возрастного, кризиса карьерного роста и т.п.), психологические травмы физические травмы и дальнейшая реабилитация тревожность, страхи, фобии (в том числе с детства) потери низкая самооценка различные зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая)
-
В последнее время арт-терапия активно применяется в школах. Педагоги могут реализовывать различные функции, начиная от воспитательных и развивающих и заканчивая психотерапевтической
-
-
-
Рекомендуемая литература Абоскалова Н.П. Здоровью надо учить/ Методическое пособие для учителей. Новосибирск: ООО Издательская компания «Лада», 2000. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 45 с. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2006. №30. С.15-18. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с. Классное руководство и воспитание школьников № 4, февраль.- М., 2007 Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. С.45-53. Миненко П.П., Запека Л.З., Ходжер Е.С. Школа – территория здоровья. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с. (Метод. биб-ка). Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998. – 255с.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.