Презентация на тему "Живые звуки, или фонетика для дошкольников (шпаргалка для родителей)"

Презентация: Живые звуки, или фонетика для дошкольников (шпаргалка для родителей)
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Живые звуки, или фонетика для дошкольников (шпаргалка для родителей)" по педагогике, включающую в себя 25 слайдов. Скачать файл презентации 0.61 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    25
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Живые звуки, или фонетика для дошкольников (шпаргалка для родителей)
    Слайд 1

    ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Живые звуки, или фонетика для дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 27 «Петушок» г.Саянск

  • Слайд 2

    Уважаемые родители! Предлагаем вам познакомиться с методикой и последовательностью работы над формированием фонетической стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения, которая проводится в детском саду учителем-логопедом. + Предлагаем вашему вниманию фонематические сказки для закрепления материала, на логопедических занятиях.

  • Слайд 3

    Уважаемые родители!   Предлагаем вам познакомиться сметодикой и последовательностью работынадформированием фонетической стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения, которая проводится в детском саду учителем-логопедом. методика знакомства со звуком дифференциация звуков методика знакомства с буквой Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.   Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.   В старшей логопедической группе изучаются звуки, в подготовительной к школе группе – звуки и буквы. Последовательность работы над звуком: Знакомство со звуком (выделение его на слух). Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий). Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов. Определение места звука в слове (с опорой на картинки). Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки. Составление слогов, слов из заданных звуков. Работа по дифференциации звуков: Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий. Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий). Определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки. Запись слогов, слов на изучаемые звуки. Составление звуковых схем, слогов, слов.

  • Слайд 4

      Последовательность работы над буквой: Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа). Выделение ее элементов. Прослушивание стихотворения о букве. Прорисовывание буквы пальцем в воздухе. Прорисовывание буквы на листке по образцу. Чтение слогов с изучаемой буквой (>>> развитие слогового чтения).    Последовательность работы над звуком: Знакомство со звуком Для знакомства со звуком можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на заданный звук; стихи с многократно повторяющимся «нужным» звуком. Также можно использовать рассказы, в которых звук связывается с определенным образом. Например, рассказ про водичку (звук [с] - песенка водички) или рассказ про комарика (звук [з] - песенка комарика). Уточнение артикуляции звука. То есть ребенку предлагается произнести звук. При этом ребенку задаются вопросы, позволяющие «прочувствовать» артикуляцию звука. Например, «В каком положении губы (язык)?» Определение характеристик звука Например: звук [а] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом. Нужно объяснить ребенку, что такой звук называется гласным. Звук [м] - губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают губы; звук можно потянуть (то есть звук можно произносить длительно), но его нельзя произнести выше-ниже, то есть нельзя петь. Ребенку объясняется, что такой звук называется согласным. Затем ребенку предлагается положить руку на шею и многократно произнести звук [м], при этом задается вопрос: «Что ты чувствуешь?» (дрожит горло). Когда ребенок убедится, что «горлышко дрожит», нужно объяснить, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.

  • Слайд 5

    После знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний: Звук [м] ([а]) - это какой звук? (гласный/согласный) Почему? (гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды; согласный - петь нельзя, воздух встречает преграду). Какой согласный? (глухой/звонкий?) Почему? (глухой - горлышко не дрожит, не работают голосовые связки; звонкий - горлышко дрожит, голосовые связки работают) Каким согласный звук может быть? (твердым - мягким) Произнеси согласный звук твердо-мягко. Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов Следующий этап - выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводится игра «Поймай звук». Инструкция: «услышишь заданный звук – хлопни». Обязательное условие: ребенок выполняет это задание с закрытыми глазами. Определение места звука в слове Определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Например, взрослый показывает картинку и проговаривает слово, а ребенок определяет место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются в разной последовательности. При этом, после того как ребенок определил место звука в слове, картинка выкладывается в соответствующий ряд (верхний, средний или нижний). Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слух, но и зрение. Определение твердости/мягкости согласных. При изучении согласных звуков вводится следующий этап - формирование понятий «твердый - мягкий». Ребенку предлагается для прослушивания с одновременным показом картинок два слова - одно на твердый (например, «лампа»), другой на мягкий звук (например, «лейка»). Ребенку задается вопрос, одинаково ли звучат первые звуки. После определения на слух разницы взрослый объясняет, что один звук - твердый, другой - мягкий, и картинки выкладываются в два ряда: на твердый звук - слева, на мягкий - справа. По окончании этого этапа детям еще раз задается серия вопросов на закрепление: О каком звуке мы сегодня говорили? Какой это звук? (гласный, согласный) Почему его называют согласным (гласным)? Какой это согласный? (глухой - звонкий) Почему? Каким он может быть? (твердым - мягким) Составление слогов, слов из заданных звуков Заключительный вид работы над звуком - самостоятельный подбор слов. Ребенок произносит слово с изучаемым звуком, указывает твердый он или мягкий; в начале, середине или конце слова находится.

  • Слайд 6

    Работа по дифференциации звуков: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий. Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий). Определение наличия того или иного звука и его места в слове (с опорой на картинки). Запись слогов, слов на изучаемые звуки. Составление звуковых схем, слогов, слов.   Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий Смотреть пункты >>> знакомство со звуком и >>> определение характеристик звука Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов На данном этапе проводится игра >>> «услышишь - хлопни» с дополнительными условиями: услышав один заданный звук, нужно хлопнуть один раз; услышав другой заданный звук - два раза. Определение места звука в слове Смотреть пункт >>> определение места звука в слове. Составление звуковых схем, слогов, слов На данном этапе ребенку предлагается составить слоги и слова из отдельно произнесенных звуков, а также слова из отдельно произнесенных слогов: [ш] [а] - [ша] [ж] [у] - [жу] [с] [у] [п] - [суп] [к] [о] [з] [а] - [коза] [ма] [ши] [на] - [машина]

  • Слайд 7

    ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Обучая ребенка грамоте и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков.   Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - это то, что мы видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой.   Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласныхзвуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. Гласныхбукв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам. Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч). На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

  • Слайд 8

    ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы, язычок). Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р]. Для контроля можно положить ладонь на шею. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).   Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц]. Всегда мягкие согласные:[й] [ч] [щ]. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом. Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

  • Слайд 9

    ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЗВУКОВЫЕ СИМВОЛЫ    Звуковой символ - это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и», «э», «ы». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий. покажите ребенку звуковой символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы; соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и») произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку...)

  • Слайд 10

    ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям: Поймай звук Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук. Внимательный малыш Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ. Хорист Пропеваем заданный звук с разными интонациями. Сломанный телевизор Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями. Звуковые песенки Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему. Кто первый Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ. Эхо Цель игры - закрепить четкое произношение гласных звуков. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети (эхо) - повторяют то, что услышали, например: [а][у], [и][о], [и]о][э], [у][а][ы], [у][а], [ы][й], [э][й], [а][о].

  • Слайд 11

    Предлагаем вашему вниманию фонетические сказки для закрепления материала, на логопедических занятиях. Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет: четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте; отхлопывать ритм «песен» каждого звука; «дирижировать» — демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса; имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»; использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать: протяжный звук — ведением руки в воздухе по горизонтальной линии; отрывистый звук — резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев; повышение звука — подниманием руки вверх; понижение звука — опусканием руки вниз.

  • Слайд 12

    Поющие звуки фонетические сказки Методическое пособие Т.В. Александровой «Живые звуки, или фонетика для дошкольников». Предлагаем вашему вниманию фонематические сказки для закрепления материала, на логопедических занятиях.

  • Слайд 13

    Поющие звуки фонетические сказки Предисловие для взрослых Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:   1. четко артикулировать и пропеватьзвуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте; 2. отхлопывать ритм «песен» каждого звука; 3. «дирижировать» — демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса; 4.  имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»; 5.  использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать: o   протяжный звук — ведением руки в воздухе по горизонтальной линии; o   отрывистый звук — резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев; o   повышение звука — подниманием руки вверх; o   понижение звука — опусканием руки вниз.   После чтения сказки детям следует задать вопросы по тексту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа   Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.   В приложении включены игры и задания на закрепление знаний артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха и общих речевых навыков.

  • Слайд 14

      Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.   Первая часть сказки дает возможность: o   познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков; o   формировать понятие «гласный звук»; o   развивать слуховое внимание; o   развивать и корригировать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки?, сколько звуков пели ту или иную «песенку»?, в какой последовательности пели звуки?, какие «песенки» могут спеть звуки [У], [И] и т.д.); o   познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв; o   проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук — буква».   Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет: o   формировать понятие «согласный звук»; o   облегчить работу, связанную с объяснением темы «Йотированные буквы» в начальных классах школы; o   познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами с последующим включением их в слоговые таблицы для чтения (фонетический разбор слогов и слов с йотированными буквами изучается в школе).  

  • Слайд 15

    Сказка первая — о звуке А Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А». Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: - А_А_ А_А_ А_А_А_. Бывали времена, когда звук А играл на барабане: - ААааа, ААааа. А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно: Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса. Вопросы и задания 1. О каком звуке эта сказка? 2. Что любил делать звук А? (Петь.) 3. Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.) 4. Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.) 5. Как умел петь звук А? (Тихо, громко.). 6. Спой тихо, спой громко. 7. Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.) 8. Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.) 9. На каком инструменте играл звук А? (На барабане.) 10. Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А Аааа, А Ааа а.) 11. Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.) 12. Спой колыбельную звука А. 13. За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

  • Слайд 16

    Сказка вторая — о звуке У Жил да был звук У. У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У». Звук У умел гудеть как пароход: «У, У, У». Умел звук У гудеть и как поезд: - У У_ У У__ У У__. Звук У умел гудеть и тихо:- У_ У_ У__, — и громко: У_ У_ У_. Но больше всего звук У любил играть на трубе: - УуУууууу У, УуУууууу У . Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: - ___________УуУууууу У___________, УуУууууу У_______________. Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук У трубил отбой: - У_У_ у уУУ У_У_ у у У__У Все расходились, а песня звука У раздавалась все тише и тише:- _____________У_У_ у уУ___, У... Так звук У утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать. Вопросы и задания 1.        О каком звуке эта сказка? 2.        Какая особенность была у звука У? (или: Отчего песнизвука У были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой.) 3.        Как умел гудеть звук У? (Как пароход, как поезд; тихо, громко.) 4.        Спой все песни звука У. 5.        На чем любил играть звук У? (На трубе.) 6.        Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? 7.        Спой и прохлопай. (УуУууууу У...) 8.        Как звук У трубил отбой? 9.        Спой и прохлопай. (У_У_ У УУУ_ У...)

  • Слайд 17

    Сказка третья — о звуке О Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О». Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»   Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: - О ОО_ О ОО_ О О О_О О ОО_. В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»   Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.   Вопросы и задания 1.        О каком звуке эта сказка? 2.        На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.) 3.        От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.) 4.        Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.) 5.        Спой эту песенку. (О ОО_ О ОО_ О ОО_ О ОО О_.) 6.        На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.) 7.        Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее.

  • Слайд 18

    Сказка четвертая — о звуке И Жил-был звук И. Рот у интересного и привлекательного звука И всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «И, И, И». Иногда звук И играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:- Й_ И ИИ__, Й_ И ИИ__. И низко:- ЙИЙИЙИ И_. И протяжно:- И_ И_ И__. И отрывисто:- ИИ и и й, ИИ иии. Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука И песню о Чижике-пыжике: - ИИ ИИ ИИЙ_, ЙИ Иии ИИ Й_.   Когда звук И прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.   Вопросы и задания 1.        О каком звуке эта сказка? 2.        Как звучали песни звука И? (Игриво.) 3.        Почему песни звука И всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался.) 4.        На каком музыкальном инструменте играл звук И? (На свирели.) 5.        Как могут звучать мелодии звука И? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто.) 6.        Исполни все мелодии звука И. (И И, И , и и и.) 7.        Какую песню в исполнении звука И любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.) 8.        Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук И, мелодию прохлопай. (ЙИ ЙИ ИИЙ_, ЙИ ИииЙИЙ.)

  • Слайд 19

    Сказка пятая — о звуке Э Жил да был звук Э. Он был очень любознательным. Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э». Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?» Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни: — э ээ , э ээ . Больше других ему нравилась такая песня: э эээээ э эээээ, э эээээ э эээээ. Так и жил звук Э: задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.   Вопросы и задания 1.        О каком звуке эта сказка? 2.        В каком положении всегда находился рот и язык у звука Э? (Рот приоткрыт, язык приподнят.) 3.        Какие вопросы задавал звук Э7 (Это что? Это зачем? Это почему?) 4.        Какие песни пел звук Э? (Протяжные.) 5.        Спой и прохлопай мелодию протяжной песни. (Э_Э_Э_, Э_Э_Э_.) 6.        Исполни песню, которая больше других нравилась звуку Э. (Э ЭЭ_ Э ЭЭ__ Э ЭЭЭ Э_Э_.) 7.        Как пел звук Э? (Приоткрывая рот и приподнимая язык.)  

  • Слайд 20

    Сказка шестая — о звуке Ы Жил-был звук Ы. Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-принизко оттого, что пел звук Ы, немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «Ы, Ы, Ы». Звук Ы умел петь и протяжно: - Ы_ Ы_ Ы_ И отрывисто: - Ы Ыыыы. Иногда звук Ы играл на барабане:- ыыыыы ы, ыыыыы ы. Иногда — пел тихие колыбельные песни:- Ы ЫЫЫ Ы_Ы Ы_, Ы ЫЫЫ Ы_Ы Ы_. Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.   Вопросы и задания 1.        О каком звуке эта сказка? 2.        Чем был известен звук Ы? (Низким голосом.) 3.        Почему у звука Ы был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком.) 4.        Как умел петь звук Ы? (Протяжно, отрывисто.) 5.        Спой протяжную и отрывистую песню звука Ы, прохлопай мелодии. (Ы ЫЫ , Ы Ыыы ы.) 6.        На чем иногда играл звук Ы? (На барабане.) 7.        Прохлопай и спой мелодию, которую звук Ы исполнял на барабане. (Ы ЫЫЫЫЫ, Ы ЫЫЫЫ Ы.) 8.        Какие песни иногда пел звук Ы? (Тихие, колыбельные.) 9.        Спой колыбельную песню звука Ы. (Ы ЫЫЫ Ы_Ы Ы__, ...) 10.    Как всегда улыбался звук Ы?  

  • Слайд 21

    Сказка «Живые звуки» Часть I Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А — радостный и веселый, У — угрюмый, задумчивый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый, Э — медлительный, рассудительный, Ы — самый серьезный и хмурый. Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько — высоко: - А, У, О, И, Э, Ы. И низко: - А, У, О, И, Э, Ы. По одному и парами: - АУ, ОИ, ЭЫ. По трое: - АУО, ИЭЫ. И хором: - АУОИЭЫ.   Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили. Но однажды задумались звуки: - Как же так, — говорит А, — у всех есть дома, а у нас нет. - У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У. - О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О. - И люди в домах живут, — тихонько заметил И. - Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, — возмутились Э и Ы.   Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен. У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности. О увидело колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.

  • Слайд 22

    Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ. У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы. С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.   Часть II Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й ЙЙ Й...» Смотрят — какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й... Й... Й...» Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко. Слушали-слушали звуки и наконец поняли — это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может... Для начала домик ему построили — такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком, для отличия. Домик И-кратпкого назвали буквой И-краткой. Обрадовался И-кратпкий, благодарит всех за домик-букву: - Й ..., Й .., Й... Поселился И-кратпкий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: - Й..., Й ..., Й    

  • Слайд 23

    Слушал-слушал А, да и говорит:   - А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу. И-кратпкий согласился, и они запели: - ЙА, ЙА, ЙА. У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а сомной петь будешь? — обратился он к И-краткому. - Буду, — ответил тот, не задумываясь. И тут же все услышали: - ЙУ, ЙУ, ЙУ. - О, как хорошо! Спой теперь со мной, — попросил О. -Пожалуйста. - ЙО, ЙО, ЙО, — полилась новая песня. - Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому. Следующая песня звучала так: - ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ. Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О — получается «ЙО, ЙО, ЙО», поет с Э — получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ». Опечалены были только И да Ы. - Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей, — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники. - Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы. Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО», «ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э. Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.

  • Слайд 24

    Итак, Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А. Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У. Третий домик назвали буквой Ё, в нем И-краткий стал петь со звуком О. Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э. Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е. А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным, да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий. Пели звуки много — и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

  • Слайд 25

    Огромная благодарность авторам за фоны и отрисовки Интернет-ресурсы: Фон презентации -http://ramki-vsem.ru/fon/svetlyj-fon12.jpg Презентацию составила: Кузнецова Алена Борисовна учитель-логопед МДОУ № 27 г. Саянска

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке