Презентация на тему "Профессиональная этика и этикет психолога"

Презентация: Профессиональная этика и этикет психолога
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.9
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.23 Мб). Тема: "Профессиональная этика и этикет психолога". Предмет: психология. 34 слайда. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 2.9 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Профессиональная этика и этикет психолога
    Слайд 1

    «Профессиональная этика и этикет психолога»

  • Слайд 2

    Учебная дисциплина «Профессиональная этика и этикет психолога» является дисциплиной по выбору вариативной части учебного плана. код дисциплины Б.1.В.ДВ.9.2.

  • Слайд 3

    Объектом учебной дисциплины является профессиональная деятельность и общение психолога. Предметом учебной дисциплины является профессиональная этика и этикет психолога.

  • Слайд 4

    Цель, задачи изучения дисциплины:  Освоение курса предполагает изучение специфики и актуальных проблем этики деятельности психолога, а также структуры, видов и форм, социально-психологических характеристик профессионального общения, этических принципов и норм профессионального этикета психолога. Целью учебной дисциплины является подготовка специалистов, владеющих знаниями этических аспектов служебной деятельности и умеющих их использовать на практике.

  • Слайд 5

    Задачи учебной дисциплины: усвоение базисных знаний о сущности профессиональной этики и служебного этикета; систематизация представлений о принципах, правилах и нормах делового взаимодействия партнеров в сфере служебной деятельности; овладение навыками учета личностных и ситуативных особенностей для продуктивного общения в профессиональной сфере, расширение арсенала средств общения - вербальных и невербальных; анализ проблем управленческой этики, типов партнерских отношений специалистов; развитие умений по диагностике и разрешению межличностных конфликтов в профессиональной сфере; углубление представлений о правилах и нормах делового этикета, организации официальных мероприятий (приемов, презентаций и т.д.); формирование имиджа специалиста.

  • Слайд 6

    Этические аспекты служебной деятельности. Особенности правовой и этической регламентации служебной деятельности. Этика (греч. ethika, от ethikcs — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

  • Слайд 7

    Основные категории этики

    Можно выделить множество различных направлений, по-разному трактующих системы этических категорий, но есть набор общепринятых и наиболее общих вариантов: - идея добра и зла, - идея блага, хорошего и плохого, - идея справедливого и справедливости, - идея долга и должного, - идея совести, - идея ответственности, - идеи достоинства и чести.

  • Слайд 8

    Добро и зло— это наиболее общие оценки, которые позволяют говорить о том, что хорошо, а что плохо. В категории добра в этике фактически объединяются значения, которые являются положительные и противостоят злу. Под злом понимается нечто противоречащее доброму, безнравственное, плохое по своей сути.

  • Слайд 9

    С понятием добра тесно связано и такое понятие, как добродетель. Под добродетельюследует понимать некие положительные качества человека, которые позволяют говорить о ее ценности в плане морали. Наоборот, личность, попирающая мораль, является носителем пороков. С точки зрения этики это, прежде всего: честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно.

  • Слайд 10

    В этике под справедливостью понимается такое состояние, отношение, которое рассматривается как должное, которое отвечает представлениям о сущности человека, исходит из идеи равенства, соответствия между поступком и его результатом, платой за доброе и за злое деяние.

  • Слайд 11

    Под долгом понимается такое отношение человека к обществу, другим людям, которое предполагает некую обязанность по отношению к ним в определенных условиях. Долг – это нравственная задача, которую ставит себе сама личность на основании морали, обращенной ко всем.

  • Слайд 12

    Совесть - это чувство, формируемое на основе оценки человеком самого себя. Совесть характеризует возможности личности осуществлять самоконтроль, оценивая себя с некими идеалами, требованиями нравственности. Так же она предполагает умение требовать от себя выполнения поставленных нравственных задач.

  • Слайд 13

    Ответственность — еще одно необходимое понятие в этике. Ответственность означает соответствия моральной деятельности личности тем задачам, которые она себе поставила, тому долгу, который на себя взяла. Достоинство— понятие, которое обозначает некое отношение личности самой к себе и отношение со стороны окружающих, основанное на признание его ценности.

  • Слайд 14

    Честь как этическая категория обозначает моральное отношение человека как личности к самому себе и отношение к ней со стороны общества в том случае, когда ценность личности как носителя морали связывается с заслугами личности, конкретным положением в обществе, особенностями его деятельности.

  • Слайд 15

    Мораль (лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Нравственность– это обобщенные моральные принципы, которые отражают более глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, выражает его сущностные потребности.

  • Слайд 16

    Профессиональная этика. Предмет изучения. Профессиональная этика развивалась в два этапа: 1 этап как проявление повседневного морального сознания, 2 этап как обобщенная практика, регулирующая поведение представителей каждой профессиональной группы. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

  • Слайд 17

    Профессиональная этика изучает: отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; особенности профессионального воспитания.

  • Слайд 18

    В процессе труда между людьми складываются определенные моральные общепрофессиональные отношения: Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. К некоторым профессиям обществом предъявляются повышенные моральные требования.

  • Слайд 19

    Виды профессиональной этики: Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т. д.

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Нормативно-правовой уровень регуляции деятельности любого специалиста, в том числе и психолога, четко формулируется в правилах поведения в конкретном обществе в виде : официально принятых законов, кодексов, конституций, положений, должностных инструкций и др. Кроме того определяет ответственность за нарушение этих правил.

  • Слайд 22

    Профессиональная этика психолога— реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

  • Слайд 23

    Моральный уровень регуляции профессиональной деятельности психолога. Традиционно выделяемые этические принципы психолога. Моральный уровень регуляции деятельности психолога отражает существующие традиции, правила, нормы и даже предрассудки, определяющие взаимоотношения между психологами и клиентами, психологами и заказчиками, а также между самими коллегами-психологами. Принципы очевидные (правила для всех профессионалов) и традиционные (этические принципы психолога).

  • Слайд 24

      Нравственный уровень регуляции деятельности психолога. Проблема профессиональной совести психолога. М. Ганди: «…в вопросах совести закон большинства не действует». Квинталиан: «…сама совесть — это тысяча свидетелей»... Смысл совести, или подлинной нравственности, заключается в том, что человек в сложной этической ситуации берет ответственность за свои поступки на самого себя.

  • Слайд 25

      Существуют реальные сложности в реализации нравственной позиции психолога: коллеги, клиенты, студенты могут не понять и даже осудить психолога: ведь нравственная позиция — это определенный вызов примитивному общественному мнению, когда «большинство молчит», а кто-то «осмеливается» выступить против зла; необязательность профессиональной совести, ведь никто не вправе формально требовать от психолога, чтобы он был нравственным; невозможность и недопустимость формализации нравственно-воспитательной работы, что привело бы к неизбежному опошлениюсамой идеи профессиональной совести.

  • Слайд 26

    Проблема нравственного поступка в психологической деятельности: М. М. Бахтин выделяет следующие основные свойства поступка: нетехнологичность (аксиологичность) поступка, обреченность на непонимание большинства окружающих, когда исполнение, техническая сторона — второстепенная, главное — сам факт поступка); единственность поступка (по принципу «Это могу совершить только я и только в данное время»);

  • Слайд 27

    ответственность за совершаемый поступок (то есть понимание того, что при самых благородных порывах души сами действия могут ухудшить ситуацию для других людей; событийность поступка, то есть его включенность в реальную жизнь, а не чисто умозрительные рассуждения о благородстве.

  • Слайд 28

    М. М. Бахтин выделяет три основных варианта совершения поступка: -ценность настолько глобальна, что противоречие с другими ценностями исключено; -поступок основан на индивидуальной системе ценностей; -предполагается длительная внутренняя работа с ценностями, проведенная ранее или ведущаяся непрерывно.

  • Слайд 29

    Именно «длящийся поступок» превращается в средство саморазвития личности, в том числе и личности самого психолога. (М.К. Мамардашвили)

  • Слайд 30

    Проблема этического «имиджа» психолога-практика Проблема имиджа психолога-консультанта тесно связана с проблемой «профессионального стереотипа». С одной стороны, такой стереотип помогает клиенту увидеть в данном психологе «настоящего консультанта» (или «настоящего психотерапевта»); С другой стороны, сильно сковывает творчество и импровизацию психолога, а значит, не будет способствовать развитию консультационного взаимодействия с клиентом.

  • Слайд 31

    Психологу необходимо постепенно отходить от данного профессионального стереотипа: становясь самим собой, -реализуя индивидуальный стиль своей профессиональной деятельности, - показывая тем самим и клиенту пример освобождения от ненужных условностей.

  • Слайд 32

    Этический кодекс – основной документ практического психолога. Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строятся деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения.

  • Слайд 33

    Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии: -с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.

  • Слайд 34

    Этический кодекс психологаНастоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества

    Основные принципы этического кодекса психолога: Не навреди! Не оценивай! Принимай человека таким, каков он есть! Принцип конфиденциальности. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональ­ное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Принцип профессиональной компетентности. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки. Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные по­ложения и выводы. Принцип добровольности участия в психологических про­цедурах. Уважай себя как человека и как специалиста!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке