Содержание
-
Тема 1. Введение в учебную дисциплину «Профессиональная этика и служебный этикет». Этика - наука о моральных регуляторах жизнедеятельности человека и общества
Автор-составитель: доктор философских наук, доцент МУЗЯКОВ Сергей Иванович Для студентов Факультета национальной безопасности очной формы обучения
-
Вопросы лекции:
Введение в учебную дисциплину ПЭ и СЭ. Этика как наука, её предмет, структура и функции. Современные проблемы этики. Профессиональная этика.
-
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 472 с. 2. КибановА.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. - М.: Инфра-М, 2002. – 367 с. 3. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. /Учебник. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – 200 с. 4. Апресян Р.Г.,Гусейнов А.А. Этика: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.
-
Учебная дисциплина «ПЭ и СЭ»
Входит в базовую часть гуманитарного и социального цикла основной образовательной программы подготовки по специальности «Экономическая безопасность». Изучается в объеме 54 часов аудиторных занятий (18 часов - лекции, 36 часов - семинарские и практические занятия). Текущая форма контроля – реферат. По итогам изучения дисциплины студенты сдают зачет.
-
В результате изучения «ПЭ и СЭ» студенты должны знать:
Предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий этики, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности; Нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтов в профессиональной деятельности; Сущность профессионально-нравственной деформации в профессиональной деятельности, пути ее предупреждения и преодоления; Основные нормы и функции служебного этикета. Этические основы формирования антикоррупционного поведения
-
В результате изучения «ПЭ и СЭ» студенты должны уметь:
использовать законы, принципы и методы для решения социальных и профессиональных задач; оценивать факты и явления в профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; осуществлять с позиции этики выбор норм поведения в конкретных ситуациях; давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и нарушениям норм профессиональной этики; соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности; правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий.
-
В результате изучения «ПЭ и СЭ» студенты должны владеть навыками:
антикоррупционного поведения; оценки своего поведения и поведения окружающих с точки зрения норм этики и морали; толерантного поведения; поведения и общения в служебном коллективе в соответствии с нормами общего и служебного этикета. Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080101 «Экономическая безопасность» (Приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2011г. №19)
-
Особенность этой учебной дисциплины
Этика представляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни, и в этом смысле она мало чем отличается от других наук и учебных дисциплин. Ее необычность обнаруживается только в одном: она уместна и полезна в системе образования в той мере, в какой само образование — представляет собой не просто обучение, расширение умственного кругозора, но еще и совершенствование, духовный рост личности.
-
Этика – одна из самых древних наук
«Этика» ( от греч. «Этос» – 1). дом, среда обитания В последствии – 2).обычай, нрав, характер) Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотельв IV в. до н.э. ввел термин «этика». Его книги: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»
-
АРИСТОТЕЛЬ (СТАГИРИТ) 384 – 322 г. до н.э.
Для различения человеческого характера (добродетели) предложил применить 3 вида свойств: а) этические – доброта, дружелюбие, справедливость; б) свойства человеческого разума (дианоэтические) – память, мышление; в) свойства человеческого тела (аффекты) – страх, смелость, выносливость. Добродетель — это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.
-
Трудность изучения этики
Как говорил Аристотель, юноша — неподходящий слушатель для лекций по этике. При этом основным признаком «юноши» он считал не возраст, а незрелость характера, когда человека ведет по жизни слепая прихоть страстей, что может случиться и со взрослыми людьми.
-
Этика=>Мораль=>Нравственность
Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores — мн. число) — латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика». В русском языке этому термину соответствует слово «нравственность» (от «нрав» - характер, душевный уклад, совокупность психических свойств).
-
БЕРДЯЕВ Н.А.
Цель, которую ищет этика — не есть эмпирическое счастие людей, а их идеальное нравственное совершенство. Нравственность — есть самостоятельное качество человеческой души, его нельзя выводить из таких не этических понятий, как удовольствие или счастие; само счастие подлежит нравственному суду, этот суд определяет качество счастия, признавая его достойным или недостойным нравственной природы человека.
-
Соловьев В.С.
….никакое изложение нравственных норм, т.е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель. «Оправдание добра»
-
Сущность этики
Этика– это раздел философского знания, объектом изучения в котором является мораль. Этику часто называют «практической философией». Все значимые философские концепции имеют свою этическую составляющую.
-
Соотношение понятий
МОРАЛЬ – объективно сложившиеся в обществе наиболее общие регуляторы поведения и отношений (ценности, принципы, нормы, обычаи, образцы и т.п.) ЭТИКА – раздел философского знания, имеющий объектом изучения мораль. ЭТИКЕТ – совокупность разработанных на основе требований морали правил поведения и отношений в конкретных условиях человеческой деятельности и жизненных ситуациях.
-
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТИКИ
– система нравственных отношений достигла определенных уровней; – вторичное разделение общественного труда; – человеческая рефлексия (стремление постичь самого себя); – потребность осмысления и описания складывающихся норм и отношений; – потребность осмысления нравственной жизни (между должным и сущим, между идеалом и действительностью); – потребность идеологического обоснования справедливости (носит классовый характер); –потребность выработки определенных нравственных критерий.
-
ПРЕДМЕТ ЭТИКИ
Различные точки зрения: Э – наука о морали и нравственности. Э – наука о нравственных отношениях. Э – наука о долге, добре, благе, об истине, общих началах бытия. Этика– это система научного знания о сущности, закономерностях возникновения и развития морали как общественного явления и нравственных характеристик и качеств личности.
-
ЭТИКА И ФИЛОСОФИЯ
Философский характер этики обусловлен: – генетическим рождением в лоне философского знания(Сократ-Платон-Аристотель); – Э. относится к разряду мировоззренческих дисциплин; – нравственные отношения носят всеобщий характер; – мораль и нравственные проблемы относятся к категории вечных проблем; – основной вопрос этики имеет форму основного вопроса философии: должное – сущее; идеальное – действительное и др. Этика как раздел философского знания
-
Философские подходы к ЭТИКЕ
1. «Этика не должна анализировать нравственную практику, она должна быть свободна от всего эмпирического». Этика есть учение о должном. (И. Кант «Критика практического разума»). 2. Этика есть учение о сущем – о реальных нравственных отношениях, деятельности. 3. Этика есть учение о соотношении должного и сущего
-
СТРУКТУРА ЭТИКИ КАК ТЕОРИИ
Общая теория морали. История этики и морали. Содержание, основные этические проблемы и категории. Теории управления нравственным процессом (нормы, принципы, идеалы) Междисциплинарные области: – нравственные аспекты НТП; – нравственные аспекты права; – нравственные аспекты политики; – нравственные аспекты экономики и др. 6. Профессиональная этика.
-
Виды прикладной этики
Светская и религиозная Универсальная (теоретическая) и профессиональная (прикладная) Социальная (институциональная) и индивидуальная (этика добродетелей) Описательная (дискриптивная) и нормативная (прескриптивная)
-
Основные функции морали
Регулятивная Оценочная Нормативная Мотивационная Социализирующая
-
Основные категории этики
1 группа: Долг, честь, совесть, достоинство, ответственность 2 группа: Благо, добро, зло, счастье, смысл жизни 3 группа: Идеал, добродетель, порок
-
Долг, честь, совесть, достоинство, ответственность
Отражают совокупность побуждений, которые входят в моральную установку. Моральная установка – это система внутренних побуждений к исполнению нравственного закона, готовность действовать в соответствии с ним.
-
Благо, добро, зло, счастье, смысл жизни
Отражают критерии нравственного поведения, ценностные ориентиры, которое выработало общество и продолжает обогащать их на протяжении своей истории. Отсюда историческая изменчивость содержания этих категорий и зависимость его от национальных, религиозных и других особенностей общественной жизни.
-
Идеал, добродетель, порок
Отражают представления о диапазоне нравственного развития личности и тем самым образуют шкалу оценок этого развития на основании проявлений в поведении человека тех или иных нравственных качеств.
-
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ
1 группа проблем: а) развитие самой этической теории: – закономерностях, тенденциях развития этической теории; – исторической преемственности этической теории; б) проблема взаимодействия морали с другими сторонами общественной жизни; в) проблема функций этики; г) проблема существования 2-й, 3-й морали; д) проблема диалектики целей, средств и результатов в этическом аспекте; е) диалектика нравственной свободы личной ответственности – предвидение результатов своей деят-ти.
-
2 группа проблем (связ. с дух. развитием общ-ва): а) глобальные проблемы современности: – проблемы войны и мира; – экологические; – демографические; – медицинские и др. б) проблемы духовно-нравственного кризиса российского общества: – проблемы девиантного поведения людей; – проблемы нравственного идеала, выработки нравственных ценностей; – этика соотношения личных, групповых, профессиональных и общегосударств. интересов.
-
3 группа проблем (связ. с проф. этикой.): а) проблема нормирования проф. сферы; б) проблема формирования проф. этики госслужащих и коммерческих структур; в)формирование имиджа профессионала; г) этикет и служебные взаимоотношения; д) этика в деловом общении; е) сетевой этикет (сэтикет) и др.
-
Специалисты выделяют несколько образцов суждений людей о морали, которые представляют собой их естественные (неосознаваемые, непреднамеренные) или принципиальные (осознаваемые, преднамеренные) установки:
-
1) мораль – дело чисто субъективное, личное. Я морален потому, что поступаю как должно. Мое действие правильно потому, что я считаю его нравственным. Все, что человек считает нравственным, таковым и является – это позиция этического релятивизма;
-
2) нравственные суждения не являются ни истинными, ни ложными, ни правильными, ни неправильными, так как они являются выражениями – констатациями ощущений или эмоций. Эмоции не являются ни истинными, ни ложными. Если два общества имеют разные нравственные представления об одном и том же, например забота о стариках, эти два общества могут быть правы – позиций сторонника нормативного этического релятивизма;
-
3) существуют различия в нравственных позициях людей, живших в разные эпохи и разных обществах и живущих внутри одного общества в данную историческую эпоху – позиция сторонника описательного релятивизма;
-
4) существуют вечные моральные ценности и вечные нравственные принципы, которые пригодны для всех времен и всех стран, – позиция сторонника морального абсолютизма;
-
5) общество плюралистично, оно есть комбинация разных культур и традиций. Я довольствуюсь изучением различных моральных принципов, выдвигавшихся на протяжении истории человечества, и различных теорий этики, выработанных людьми, выясняю, какие теории лучше выдерживают критику, какие полезны, какие в большей степени соответствуют близким мне ценностям, – позиция морального плюрализма.
-
Психологическая структура деятельности
Система ценностей 5 уровней +2 (по Маслоу) АМ ЧР Ц Д Ц ПОТРЕБНОСТИ интересы мотивы программа действия Направления Пути Способы Средства Орудия Р оценка Моральная установка !!!
-
Социальные нормы - регуляторы общественных отношений - это
находящиеся в системной связи нормы - Моральные Правовые _____________________________________________ основные! Религиозные Обыденные Корпоративные (см. отдельную схему «Система социальных норм»)
-
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. Задачи профессиональной этики: – выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей определенной профессии; – выработка норм, стандартов, требований, характерных для видов деятельности; – объяснение морали, нравственное воспитание, представление о долге, чести; – следование эталонам нравственности, принятым за норму поведения в определенной деятельности; – воспитание правильного поведения между людьми в коллективе, общения в производственном коллективе; – регуляция человеческих отношений в профессиональной сфере.
-
Единство морали и права
являются универсальными регуляторами поведения людей; являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;
-
Взаимодействие морали и права
право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры; правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью; право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль; взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств; право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы; правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности; мораль выступает в качестве ценностного критерия права.
-
Г.Гегель :
"Право и мораль отличаются друг от друга. Нечто вполне позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью запрещается. Право, например, мне разрешает распоряжаться своим имуществом, совершенно не определяя пределов этого распоряжения, и только мораль содержит определения, которые его ограничивают". «Философия права»
-
Различия морали и права
-
Коллизии морали и права
Противоречия между нормами права и морали вызываются: возможным несовпадением интересов общества и государства; некритическим копированием законодателем зарубежных стандартов; единством права и разнородностью морали; динамичностью морали и консерватизмом права, не успевающим за изменениями общественной жизни; разницей критериев оценки поведения субъектов; несовпадением уровня требований и т. д.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.