Презентация на тему "Характеристика понятий научение, обучение, учение через призму педагогической психологии"

Презентация: Характеристика понятий научение, обучение, учение через призму педагогической психологии
Включить эффекты
1 из 41
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Характеристика понятий научение, обучение, учение через призму педагогической психологии" по психологии. Презентация состоит из 41 слайда. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.22 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    41
  • Слова
    психология
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Характеристика понятий научение, обучение, учение через призму педагогической психологии
    Слайд 1

    Характеристика понятий научение, обучение и учение через призму педагогической психологии

    Выполнила учитель высшей категории Галляметдинова Э.Ш. 2011 г.

  • Слайд 2

    Цель работы

    2 дать характеристику понятий «научение, обучение и учение » и их уровней

  • Слайд 3

    Задачи

    3 изучить литературу по теме реферата определить особенности понятия «научение» уровни научения определить особенности понятия «обучение» определить особенности понятия «учение»

  • Слайд 4

    Актуальность темы

    В педагогическом процессе понятия «научение, обучение, учение» являются основополагающими

  • Слайд 5

    Психологические понятия

    Научение, обучение и учениеописывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимоотношения субъекта с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении

  • Слайд 6

    Аспекты научения

    Постепенность изменения Роль упражнения Специфика научения по сравнению с врожденными особенностями индивида

  • Слайд 7

    Психологическое понятие

    Научение(обучение, учение) - процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации

  • Слайд 8

    Закономерности научения

    Закон готовности Закон эффекта Закон недавности Закон соответствия

  • Слайд 9

    Теории научения1 направление

    9 Научение трактуется как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени (теория бихевиоризма (Дж. Уотсон)

  • Слайд 10

    Теории научения2 направление

    10 У человека научение и учение рассматриваются как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. У животных научение трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.

  • Слайд 11

    Р.Г.Аверкин

    Научение– это постепенное или скачкообразное изменение поведения. Существуют два типа временного протекания процесса научения. Такие формы научения, как классическое или оперантное обусловливание, протекают постепенно, а такие, как импринтинг или инсайт – моментально

  • Слайд 12

    Научение – это изменение поведения, не являющееся непосредственно следствием созревания организма, хотя развитие всегда сопровождаетсянаучением. Проблеманаучениятесно связана с проблемой развития и созревания. Иногда в молодом организме сложно отличить результат научения от результата созревания, поэтому научение предпочитают исследовать у взрослых.

  • Слайд 13

    Научениемне является изменение поведения при утомлении или в результате употребления психоактивных веществ. Упражнение улучшает процесс научения. Видовая принадлежность организма определяет возможности его научения.

  • Слайд 14

    Типы научения

    14 Два вида: ассоциативное интеллектуальное На основе работ Л.Б. Ительсона разработана классификация различных типов научения, представленная В.Д. Шадриковым (Шадриков В.Д., 1996)

  • Слайд 15

    Уровни научения

    Рефлекторныйусвоение определенных стимулов и реакций Когнитивный усвоение определенных знаний и определенных действий

  • Слайд 16

    Разновидности ассоциативного научения(В.Д.Шадриков)

    Ассоциативно-рефлекторное научение разделяется на сенсорное, моторное и сенсомоторное Сенсорное научение заключается в усвоении новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира

  • Слайд 17

    Разновидности ассоциативного научения (В.Д.Шадриков)

    Моторное научение состоит в выработке новых биологически полезных реакций, когда сенсорный компонент реакций является в основном кинестетическим или проприоцептивным, т.е. когда сенсорная информация возникает в самом процессе выполнения движения 17

  • Слайд 18

    18 Сенсомоторноенаучение заключается в выработке новых или приспособлении имеющихся реакций к новым условиям восприятия

  • Слайд 19

    Разновидности ассоциативногонаучения(В.Д.Шадриков)

    Ассоциативное когнитивное научение разделяется на научение знаниям, научение навыкам и научение действиям При научении знаниям человек обнаруживает у предметов новые свойства, имеющие значение для его деятельности или жизнедеятельности, и усваивает их

  • Слайд 20

    Разновидности ассоциативного научения(В.Д.Шадриков)

    Научение навыкам заключается в формировании программы действий, которая обеспечивает достижение определенной цели, а также программы регуляции и контроля этих действий Научение действиям включает в себя научение знаниям и навыкам и соответствует сенсомоторному научению на когнитивном уровне 20

  • Слайд 21

    Достоинства теории научения

    Прагматический подход к терапии позволил создать важные процедуры для изменения поведения Стремление к строгой проверке гипотез, эксперименту, контролю дополнительных переменных Признание роли ситуативных переменных, параметров среды и их систематическое изучение

  • Слайд 22

    Недостатки теории научения

    Редукционизм - сведение принципов поведения, полученных на животных, к анализу поведения человека Низкая внешняя валидность вызвана проведением экспериментов в лабораторных условиях, результаты которых трудно перенести в естественные условия

  • Слайд 23

    Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R связей. Большой разрыв между теорией и практикой. Поведенческая теория не дает стабильных результатов.

  • Слайд 24

    Теория Альберта Бандуры Сущность обучения

    Обучение через наблюдение Самоэффективность Компоненты обучения через наблюдение

  • Слайд 25

    Сущность обучения

    25 Процедура обучения получила название - "оперантное обусловливание". Она заключалась в стремлении экспериментатора установить связь между стимулом (S) и реакцией (R) посредством подкрепления - поощрения или наказания.

  • Слайд 26

    Оперантное обусловливание - это процесс, посредством которого характеристики реакции детерминируются последствиями этой реакции

  • Слайд 27

    Сущность учения

    27 С педагогической позиции учение рассматривается в контексте “воспитательно-образовательной системы, где воспитание и обучение представляют собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить эффективную передачу общественного опыта

  • Слайд 28

    28 С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития

  • Слайд 29

    Учение как разновидность деятельности

    29 Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Учение – деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний. Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.

  • Слайд 30

    Рубинштейн С.Л.

    Основная цель учения, применительно к которой принаравливается вся его общественная организация, заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности Основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества

  • Слайд 31

    Осваивая итоги прошлого общественного труда, человек подготавливается к собственной трудовой деятельности Этот процесс учения протекает не стихийно, не самотеком. Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения – двустороннего процесса передачи и усвоения знаний Оно осуществляется под руководством учителя и направляется на развитие творческих возможностей учащегося 31

  • Слайд 32

    Ительсон Л.Б

    Это – деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Такая специфическая деятельность субъекта, направленная на научение, имеющая своей целью научение, именуется учением

  • Слайд 33

    Проблемы

    Соотношения и разграничения понятий научение ,учение и обучение Проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития

  • Слайд 34

    Проблема выявления общих законов и закономерностей научения Проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения 34

  • Слайд 35

    Вывод

    Научениеобозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли) 35

  • Слайд 36

    Обучениев наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях

  • Слайд 37

    В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося 37

  • Слайд 38

    Учениеопределяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается какразновидность научения

  • Слайд 39

    Итак,научение/обучение/учение – это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой является«научение»

  • Слайд 40

    Список использованной литературы

    1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 2. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995. 3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. 4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 6. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. Мн.; М., 2000. 7. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1970. 8. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. 9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 10.Митин «Основы психологии высшей школы» 2008.г. 11. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994. 12. Орлов Ю.М. Научение. М., 1997. 13. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001. 14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998. 17. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 18. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.

  • Слайд 41

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    41

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: 0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.
65
0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.