Содержание
-
МКСКОУ«Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII видадля детей с ограниченными возможностями здоровья
Организация досуга и внеклассной деятельности. Проект на тему: «Использование сказкотерапии в песочнице для коррекции агрессивного поведения детей». Выполнил: педагог – психолог Кальмук Николай Вадимович
-
Цели:
преодоление агрессивного поведения у детей через формирование и закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими; выявление формы и вида регуляторной деятельности и формирование способности к произвольному поведениючерез основные функции сказкотерапии; формирование устойчивости и снятие эмоционального напряжения с помощью контакта с песком;
-
Основные функции сказкотерапии, применяемые в данном контексте:
1) Функция зеркала. Ребенок может сравнивать свои мысли и чувства с тем, о чем рассказывает в данной истории или сказки. 2) Функция модели. Отображенные конфликтные ситуации наводят на возможные способы их разрешения и перенос данного опыта в реальную жизнь. 3) Функции опосредования и отреагирования. Дает возможность говорить о существующей проблеме не напрямую (где очень много психологических защит), а через метафору и афоризмы. Позволяет выразить собственные подавленные эмоции в безопасных условиях (в песочнице). 4) Функция альтернативной концепции. История или сказка содержит различные варианты выхода из кризисной ситуации. 5) Функция контроля. В ситуации создания сказки ребенок является творцом и его судьба находится полностью в собственных руках.
-
Задачи:
образовательные; обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным поведением и эмоциями; обучение ребёнка отреагированию (выражению) собственного состояния приемлемым способом; обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных элементов в поведении; коррекционно – развивающие; cнижение уровня личностной тревожности; развитие позитивной самооценки; формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии; воспитательные; усвоение детьми моральных норм и ценностей;
-
Данное занятие опирается на ряд принципов:
Принцип добровольного участия; Принцип «я – высказываний»; Принцип «не перебивать, когда говорит другой»; Принцип толерантности; Принцип конфиденциальности;
-
Что же такое агрессия?
Мотивированное, деструктивное поведение, наносящее физический вред объектам нападения, а также моральный ущерб (негативные переживания, состояния подавленности и страха). Агрессия и агрессивность «Агрессивность» – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а «агрессия» - ситуативный ответ на раздражающий стимул. Откуда ребёнок черпает агрессивные тенденции? 1) Семья (может демонстрировать и закреплять агрессивное поведение); 2) При взаимодействии со сверстниками, где ребенок убеждается о преимуществе агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно»); 3) СМИ (сцены насилия, которые демонстрируются с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности у детей);
-
Диагностические критерии агрессивности детей среднего школьного возраста.
Угрожают другим детям и взрослым (вербально, взглядом, жестом). Инициируют драки. Используют в драке предметы, которые могут ранить. Намеренно делают больно. Шантаж, вымогательство. Характерологические особенности агрессивных детей. Имеют высокий уровень личностной тревожности Имеют неадекватную самооценку, чаще заниженную. Чувствуют себя отверженными. Положительно относятся к агрессии (через нее получают чувство собственной значимости) Всегда винят окружающим в своем деструктивном поведении. Не могут прогнозировать последствия своих действий Не берут на себя ответственность за произошедшее.
-
Оборудование:
Песочница; Обычные и цветные карандаши, ручки, мелки, краски, стёрка; Пластилин; Цветная бумага и картон;
-
И миниатюрная коллекция фигурок разных форм, направлений и видов.
-
План работы со сказкой в песочнице:
1)Сочинение сказкисамому или брать готовую историю; 2) Постановкасказки,драматизация с помощью фигурок (выставить фигуры в песочнице так, как хочет ребенок); 3) Рассказываниесказки (ребенок рассказывает сказку от первого или третьего лица, или от лица различных сказочных персонажей); 4) Анализ сказки (известная или придуманная сказка обсуждается c ребенком, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что подразумевается в той или иной сказочной ситуации); 5)Переписываниесказки (ребенок сам изменяет повороты сюжета, действия героев, завершение сказки); 6) Рисование сказки (индивидуально, коллективное творчество); Пункты «1» и «2» могут меняться местами при желании.
-
«Постановка сказки» (фигуры выставляются в песочнице)
-
«Сочинение сказки»:
Если сказку придумывает ребенок самостоятельно, то можно дать ему полную автономность и самостоятельность или придерживаться следующей структуры: Первая часть (введение) – описание места, происходящие события и особенности главного героя. Вторая часть – развитие сюжета с выходом на проблему, трудности или испытания. Третья часть – заключение, в котором описываются выходы из сложившейся ситуации. Здесь особое внимание стоит обратить на модель поведения главного героя (на сколько оно отражает субъективные особенности данного ребенка).
-
«Сочинение сказки»
Если сказку (нарратив) задает психолог, то следует обращать внимание на разные виды сказочных историй: Психотерапевтические сказки (когда психолог сам рассказывает и заканчивает сказку) Данный метод рекомендован и используется в следующих случаях: высокий уровень психологических защит не дает придумывать самостоятельно и необходимо подвести ребенка к осознанию (инсайту); низкий уровень рефлексии и любой опыт имеет большое значение; на лицо эмоциональные расстройства (страхи, тревога, депрессия и т.д.) При фобиях происходит регрессия и диалог возможен только в форме сказки. При депрессии же необходима внешняя поддержка из – за сенсорной депривации.
-
2) Психокоррекционные сказки – когда психолог сам начинает,но не заканчивает сказку и предлагает закончить ее ребенку. Данный подход подходит для коррекции поведенческих нарушений (агрессивность, тревожность и т.д.) Примером может служить работа со сказочными зачинами. Зачин – кусочек или начало сюжета, который необходимо закончить. «На свете жил один очень злой мальчик …» - Что дальше было?
-
Анализ сказки:
Как называется сказка? Какая основная тема сказки? Что можно сказать о главном герое? Каковы отношения героя с остальными персонажами, какую стратегию поведения он выбирает? В чем главная трудность героя, чего ему не хватает? С какими трудностями он сталкивается? Какими волшебными средствами пользуется герой и откуда они берутся? Что именно добывает герой с помощью этого средства?
-
Применение сказкотерапии в песочнице на одном примере. Мальчик с агрессивным поведением, 12 лет
-
Главный герой
Название мира – «Мертвый город» Имя – «Принц Персии» Основные тезисы данной истории – сказки – нарратива: - 2 армии (одна защищает территорию, вторая нападает); - война началась из – за случайности (один обозвал другого); - нужно достать ключ (меч), чтобы выиграть;
-
В этом саркофаге находится ключ (меч), который охраняется.
-
В конечном итоге коррекционная направленность сводилась: - отреагированию агрессии в безопасных условиях; - формирование способности действовать и выбирать альтернативные модели поведения; - по словам ребенка «Наверно самые плохие вещи происходят из – за ерунды…»
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.