Содержание
-
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДов ПО Ананьеву Б.Г.
Хрычева Ольга Николаевна
-
Методы психологического исследования – специально разработанные инструменты для изучения психического. В основу классификации психологических методов положены разные критерии: цели исследования, преобладание количественного и качественного анализа, этапов исследования и т.д.
-
С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
-
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - советский психолог.
Создатель и лидер Петербургской научной школы психологов. Его учениками были, например, известные отечественные психологи Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др. Окончил Горский пединститут (1928). Поступил в аспирантуру Института мозга, кандидат педагогических наук (1937), доктор педагогических наук (1939), заведующий кафедрой психологии ЛГУ (1944), декан факультета психологии ЛГУ (1967-1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН СССР (1968).
-
Ананьев Б.Г. считал, что индивидуальность складывается на основы взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.
-
«Многообразие подходов современной науки к изучению человека не является, конечно, только следствием всё большего расчленения теоретической мысли. Это многообразие подходов есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens, как индивид, как человечество в его историческом существовании и личность как субъект, индивидуальность»,- отмечал Б.Г. Ананьев, подчёркивая сложность проблемной ситуации, сложившейся в человекознании к середине 70-ых г.
-
Классификация методов психологического исследования
Данная классификация была опубликована в 1977 году в монографии Б.Г.Ананьева �О проблемах современного человекознания�. В основу классификации была положена структурная организация психологического исследования, отражающая состояние психологии 50-70-х годов и не утратившая, на мой взгляд, актуальность и в настоящее время. Классификация включает в себя различные методы, необходимые для подготовки и проведения исследования, которые объединены в четыре группы.
-
Классификация методов психологического исследования по этапам научного исследования (Ананьев Б.Г.)
-
Организационные методы:
сравнительный метод – состоит в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых. лонгитюдный метод – когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, - до десятков лет. комплексный метод – когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.
-
Эмпирические методы:
экспериментальные методы; психодиагностические методы; праксиметрические методы; обсервационные методы (наблюдение, самонаблюдение); биографические методы (анализ фактов дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств); моделирование (математическое, кибернетическое моделирование) Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов.
-
Экспериментальные методы подразделяются на: полевой эксперимент - это специально организованный эксперимент, близкий к естественному; лабораторный эксперимент - применятся, когда исследование психических процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов; неестественный эксперимент - эксперимент, в котором испытуемый не подозревает, что он в нем участвует; естественный эксперимент, в котором испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия; формирующий или психолого-педагогический эксперимент.
-
Психодиагностические методы подразделяются на: стандартизированные и проективные (формализованные личностные тесты) тестовые методики; анкеты - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы; вопросники; социометрия - метод, использующийся для определения связей и отношений между людьми в группе или коллективе; интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.; беседа - широко распространенный в педагогической психологии и практике эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
-
Праксиметрический методы подразделяются: оценка выборов и работ; хронометрия- это «измерение времени трудовых процессов и их отдельных компонентов». ; циклография- то метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек на перемещающихся частях его тела.; профессиография - метод исследования различных видов профессиональной деятельности в целях: систематизации профессий и специальностей; разработки системы требований (психологических, медицинских, производственно-технических) к профессиям и исполнителям;
-
Интерпретационные методы:
генетический (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития. структурный метод устанавливает "горизонтальные" связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация. Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.
-
Методы анализа (методы обработки данных):
методы количественного анализа – здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования. методы качественного анализа – дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.
-
-
Классификации Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает весь процесс организации и проведения психологического исследования – от постановки проблемы до ее решения. На каждом этапе этого процесса производится классификация методов, соответствующих этому этапу.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.