Содержание
-
Курс: «Качественные и количественные методы психолого-педагогического исследования»
Лекция 3. Классификация методов психолого-педагогического исследования (+ продолжение лекции №2)
-
К этой теме прочитать раздел из книги: В.Н.Дружинин. Экспериментальная психология. Изд-во «Питер». 2000. Раздел 2. Эмпирические методы в психологии, с.30-40. особенно раздел 2.3. Классификация методов психологического исследования. (можно взять издание другого года позже 2000)
-
Томас Кун (1922-1996) – американский историк и философ науки; ввел понятие «парадигма»
Научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм.
-
В. Дильтей (1833-1911), немецкий философ
Гуманитарный подход отграничивает психологию от естественных наук, пользующихся объективными методами; называет психологию «описательной», противопоставляя ее «объяснительной», под которой понимает всякое подчинение какой-либо области явлений причинной связи.
-
Взгляды Вильгельма Дильтея: противопоставление гуманитарного и естественнонаучного подходов
Разделил все науки на: науки о «духе» и науки о «природе». Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем. Предмет психологии – опыт субъективных переживаний. Предложил особый научный метод, который он обозначил как "понимание». Понимание – это не только эмпатия, вчуствование, но и вторичное конструирование духовного мира человека, переживаний в процессе целостной жизни, всего духовного опыта.
-
Пример методологического подхода: христианская психология (проф. МГУ, Б.С. Братусь)
Христианская психология - новое направление, которое пытается соотнести психологические знания, как уже существующие, так и новые, с христианской концепцией человека. Предполагает обязательное использование христианской концепции человека (антропологии).
-
Пример методологического подхода: православная психология
Предметом православной психологии является душа человека, понимаемая в соответствии с православной концепцией человека, которая имеет отличия от католической и протестантской. В основе православной антропологии лежит учение об образе Божием в человеке. Каждый человек несет в своей личности образ и подобие Божие. Образ Божий человеку дан изначально, он является онтологическим основанием бытия личности человека, его жизни и творчества.
-
Классификация психологических методов С.Л. Рубинштейна
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии факультета философии МГУ, а также сектора психологии Академии наук СССР. Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии».
-
-
Классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова
-
Б.Г. Ананьев (1907-1972)- создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ
С ноября 1943 года работал профессором психологии педагогического института имени Герцена до 1947 года. В 1944 выбран заведующим кафедрой психологии ЛГУ. Декан факультета психологии ЛГУ (1967—1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН СССР (1968). Предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности.
-
Классификация психологических методов Б.Г. Ананьева
-
Обобщенная классификация методов психолого-педагогического исследования
Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования). Интерпретационно-описательные, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
-
Эмпирические методы
Эмпирический - от греч. empeirikos полученный из опыта. Буквально означает “то, что воспринимается органами чувств Наблюдение - основной, наиболее распространенный в психологии образования эмпирический метод изучения человека. Целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. от лат.experimentum – проба, опыт - исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.