Содержание
-
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на периоддо 2012 года
Психолого-медико-педагогический совет ЦПМСС «Лабиринт» 21.09.2010. Презентацию подготовила педагог-психолог Митюхина Н.П.
-
I. Понятие, цели, задачи, направления деятельностисистемы психологического обеспечения образования
-
Цели психологического обеспечения образования — повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики. Данный документ был принят на IV Всероссийском съезде психологов образования «Психология и современное российское образование», прошедшем в Москве в декабре 2008 года.
-
Задачи психологического обеспечения образования
— осуществление фундаментальных и прикладных исследований в области психологии; — разработка инструментария для деятельности педагога-психолога,; — подготовка психологических кадров для системы образования, а также подготовка научных кадров высшей квалификации в области психологии образования; — повышение уровня психологической культуры и компетентности всех участников образовательного процесса; — психологическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности; — прогнозирование и профилактика социальных рисков в системе образования; — оказание качественной многопрофильной психолого-педагогической помощи обучающимся, воспитанникам;
-
Организационная структура системы психологического обеспечения образования:
-
1. Психологическая служба образования, обеспечивающая решение задач: по оказанию комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования, по повышению уровня психологической культуры и компетентности всех участников образовательного процесса, по психологическому проектированию, экспертизе и мониторингу условий и результатов образовательной деятельности.
-
2. Организации и учреждения, а также их подразделения, осуществляющие фундаментальные и прикладные научные исследования, подготовку научных кадров высшей квалификации в области психологии образования (аспирантура и докторантура).
-
3. Образовательные учреждения, осуществляющие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации психологических кадров, в том числе для психологической службы образования.
-
4. Организации и учреждения всех типов, видов, организационно-правовых форм, а также их подразделения, осуществляющие практическую деятельность в сфере психологии образования.
-
II. Состояние системы психологического обеспечения образованияи основные направления ее развития
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», приказ Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и др. заложили основы правового и организационно-методического обеспечения развития Службы практической психологии в системе образования России.
-
Основная задача Службы
«содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса»
-
Психологическая служба образования является основным элементом, реализующим на практике:
— оказание комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса; — повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса; — психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности.
-
Перспективы развития Службы
сегодня определяются новыми социальными требованиями к системе образования, сформулированными в рамках Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Введение предшкольного образования, единого государственного экзамена, предпрофильного и профильного обучения, информатизация образования предопределяют особую роль этой Службы в оценке результатов и прогнозировании последствий экспериментов и инноваций в системе образования России.
-
III. Цели, задачи и основные направления развития системы психологического обеспечения образования
-
Цель развития
максимальное раскрытие и эффективное использование в практике образования потенциала всех составляющих этой системы: психологической службы образования, психологических факультетов и вузов, научных, образовательных организаций и учреждений, общественных и общественно-государственных объединений.
-
Задачи:
— создание целостной системы психологического обеспечения образования на всех уровнях; — совершенствование нормативной правовой базы; — совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов; — сохранение и развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров); — обеспечение качества психологической помощи всем участникам образовательного процесса; — усиление профилактической направленности.
-
Принципы развития :
— сохранение приоритета гуманистических ценностей; — преемственность целей, задач, направлений деятельности; — профилактическая направленность деятельности; — комплексный подход; — ориентированность на повышение качества и обеспечение доступности психологической помощи для всех контингентов обучающихся, воспитанников.
-
Приоритетные направления:
— расширение и развитие ППМС-центров; — интеграция структурных подразделений психологической службы, в целостную многоуровневую систему; — создание и развитие служб комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи в образовательных учреждениях всех уровнях образования; — социально-психологическое проектирование, мониторинг и экспертиза условий и результатов образовательной деятельности; — совершенствование программ профессиональной подготовки педагогических работников; — пропаганда введения образовательными учреждениями предмета «Психология» в образовательный цикл; — разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на профилактику асоциальных явлений, задержек и отклонений в развитии.
-
IV. Основные этапы развития системыпсихологического обеспечения образования
-
На первом этапе 2009—2010 гг.
психологическая служба образования и другие структуры в сфере психологии образования должны быть включены в единую систему психологического обеспечения образования на основе программно-целевого подхода.
-
На втором этапе 2011—2012 гг.
на основе детального анализа регионального опыта по развитию психологической службы образования в субъектах Российской Федерации предстоит реализовать меры по развитию системы психологического обеспечения образования, разработанные и прошедшие апробацию на первом этапе.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.