Содержание
-
Онтогенез (индивидуальное развитие).
-
Три сферы развития человека Биологическое (биосоциальное) развитие. Включает в себя рост и изменения человеческого тела и факторы наследственности, окружающей среды и здоровья, влияющие на эти изменения и рост. Развитие моторных навыков (от способности удержать игрушку до вождения автомобиля) также входят в эту сферу. Когнитивное развитие. Развитие способностей к получению знаний об окружающем мире и их интерпретации. Важным элементом когнитивного развития является обучение – не только в рамках учебных заведений и программ, но и неформализованное. Психосоциальное развитие. Развитие темперамента, социальных навыков, способности выражать и распознавать эмоции. На него влияют семья, круг общения, культурный уровень общества в целом.
-
Основные теории развития Психоаналитические. Предполагают, что в основе человеческого поведения лежат иррациональные бессознательные мотивации, зачастую возникающие ещё в раннем детстве. Бихевиористские. Развитие способностей к получению знаний об окружающем мире и их интерпретации. Важным элементом когнитивного развития является обучение – не только в рамках учебных заведений и программ, но и неформализованное. Когнитивная. Социокультурная. Развитие темперамента, социальных навыков, способности выражать и распознавать эмоции. На него влияют семья, круг общения, культурный уровень общества в целом.
-
Зигмунд Фрейд (Freud, 1856-1936) Психоаналитические теории Психосексульная теория развития Фрейда: Основы структуры личности закладываются в первые 6 лет, когда развитие проходит 3 стадии: Оральная (младенчество, до 1 года); Анальная (раннее детство, 1-3 года); Фаллическая (дошкольный период, 3-6 лет). Затем следуют латентная (6-11 лет) и генитальная (старше 11 лет) стадии. Структура личности по Фрейду: Оно (Ид) (биологическая) сфера влечений Я (Эго) поле борьбы между Оно и Сверх-Я «репрессивность культуры», сублимация Сверх-Я (Супер-Эго) установки общества
-
Карл Густав Юнг (Jung,1875—1961) Психоаналитические теории Модель личности Юнга: Личное бессознательное содержит в себе локальные проблемы, конфликты, порожденные в течение одной отдельной жизни. Коллективное бессознательное ставит перед человеком проблемы иного — экзистенциального — уровня, решение которых даже в индивидуальном порядке важно для выживания и эволюции всего вида. ..архетипы..
-
Эриксон (Erikson,1902—1994) Психоаналитические теории Психосоциальная теория развития Эриксона. Основные этапы развития проходят через серию конфликтов: Доверие vs. недоверие (до 1 года) Автономность vs. неуверенность и стыд (1-3 года) Инициатива vs. вина (3-6 лет) Деятельность vs. (комплекс)неполноценности (6-11) Самоидентификация vs. ролевой конфликт (подростковый возраст) Близость vs. изоляция (молодость) Генеративность vs. стагнация (средний возраст) Целостность vs. отчаяние (старший возраст)
-
Поведению обучаются. Уотсон (Watson ,1878—1958) Бихевиористские теории Всё поведение – результат поэтапного научения. Обусловливание Процесс, благодаря которому определённый ответ связывается с определённым стимулом. Классическое обусловливание человек или животное обучается связывать нейтральный (условный) стимул с важным (безусловным) стимулом. Оперантное (инструментальное) обусловливание процесс научения, при котором определённое действие вызывает определённое последствие; если это последствие желательно, человек/животное научается повторять это действие, если последствие имеет аверсивный характер – избегать. Подкрепление способ обусловливания – последствие действия при оперантном обучении, безусловный стимул – при формировании классического условного рефлекса.
-
Бихевиористские теории Теория социального обучения Помимо механизмов научения с помощью подкрепления, акцентирует внимание на роли поведения других людей. - Моделирование – центральный процесс социального обучения, при котором человек наблюдает за действиями других людей и повторяет их. «зеркальные нейроны»
-
Индивидуальное развитие когнитивных способностей: Теории Ж. Пиаже и Л. Выготского
-
Жан Пиаже(Jean Piaget)1896-1980
Родился в Швейцарии Защитил диссертацию в 21 год (по биологии) Биология > Философия > Психология Работал в лаборатории Бине (разработчик теста IQ), исследуя развитие интеллекта у детей: - обратил внимание на типы ошибок, допускаемых детьми при тестировании; - отверг количественное определение интеллекта; - предложил концепцию качественно отличающихся уровней развития. «…наконец я нашёл свою область исследований…»
-
Развитие:упорядоченные, качественные, адаптивные изменения:
Развитие – это попытки ребёнка осмыслить мир. Физические Личностные Социальные Интеллектуальные.
-
Основные факторы, влияющие на развитие
Созревание Активность Социальные взаимодействия.
-
Основные мыслительные операции
Организация - Балансировка - Разбалансировка Адаптация - Ассимиляция - Аккомодация
-
Четыре стадии интеллектуального развития
Сенсорномоторная Младенчество: 0-2 года Дооперациональная Дошкольный возраст: 2-7 лет Конкретных операций Начальная школа: 7-11 лет Формальных операций Средние и старшие классы: 11-15 лет
-
Сенсорномоторная стадия(0-2 года)
Основные характеристики: Мир «здесь и сейчас». Отсутствие языка и мышления на ранних стадиях. Понимание объективной реальности отсутствует. Субстадия 1. Рефлексы (от рождения до 6 недель). Связь младенца с миром осуществляется с помощью рефлексов, например, сосательного, хватательного, глазодвигательного. Субстадия 2. Первичные циркулярные реакции (6 недель — 4мес). Первыенавыки, например, сосание пальца, поворот головы на звук. Субстадия 3. Вторичные циркулярные реакции (4—8мес). Целенаправленное поведение, например, зрительно контролируемое дотягивание до объекта.
-
Основные характеристики: Мир «здесь и сейчас». Отсутствие языка и мышления на ранних стадиях. Понимание объективной реальности отсутствует. Субстадия 4. Координированные вторичные циркулярные реакции (8—12мес). Появление намеренного, целенаправленного поведения; действия имеют значение и направление; появление имитации, жестов и слов. Начало практического интеллекта. Субстадия 5. Третичные циркулярные реакции (12—18мес). Это последняя «чисто» сенсомоторная стадия, характерно наличие представления об объекте; развитие символических функций. Ребенок может менять привычные схемы, руководствуясь принципом «давай посмотрим, что будет». Субстадия 6. Репрезентация (18—24мес). Способность к символизации, подражанию; попытки символических игр.
-
Дооперациональная стадия(2-7 лет)
Основные характеристики: Эгоцентрическое мышление. Анимизм. Восприятие доминирует над рассудком. Скорее интуитивное, чем логическое мышление. Субпериод 1. Доконцептуальный (2-4 года). развитие символических функций, языка, воображения, способности действовать «понарошку». Так, ребенок может использовать объекты, заменяющие реальные: кормить куклу палочкой, как ложкой; укладывать спать на кусочек материи, как на подушку, и т.п. Субпериод 2. Интуитивный (4-7 лет). ребенок способен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравнение объектов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует.
-
Дооперациональная стадия(2-7 года)
Субпериод 1. Доконцептуальный (2-4 года). - Непонимание законов сохранения Эгоцентризм: «Как тебя зовут» – «Ваня» «У тебя есть брат» — «Да». «Как его имя?» — «Вова». «У Вовы есть брат?» — «Нет». … задача про поиск игрушки… Коллективный монолог: разговор в группе, но каждый говорит своё, почти без связи с тем, что говорят другие.
-
Субпериод 2. Интуитивный (4-7 лет). - Появляется понимание законов сохранения, частично преодолевается эгоцентризм. Трансдукция: Лодки плавают, потому что они легкие, а большие корабли — потому что они тяжелые. Трудности в задаче на сериацию: Удаётся упорядочить по возрастанию не более 2-х объектов.
-
Стадия конкретных операций(7-11 лет)
Основные характеристики: Понимание законов сохранения. Способность выделять классы и устанавливать отношения. Понимание чисел. Конкретное мышление. Развитие обратимости в мышлении В возрасте примерно семи лет умственные действия ребенка превращаются в операции, т.е. группируются в уравновешенную замкнутую систему. Но при этом ребёнок не может координировать несколько мысленных схем в схему более высокого уровня
-
Стадия формальных операций(формируется в 11-15 лет)
Основные характеристики: Способность к обобщению. Логическое мышление. Способность рассматривать гипотезы. Способность к абстрагированию Достигается в областях, в которых есть опыт и к которым есть интерес
-
Ограничения в теории Пиаже
Недооценивал способности детей Полагал стадии развития фиксированными Практически не учитывал роль культурного и социального окружения.
-
Лев Выготский1896-1934
Родился в Орше (черта оседлости) Окончил гимназию с золотой медалью Выиграл лотерею на поступление в Московский университет (попал в 3% квоту для евреев) Умер в 38 лет от туберкулёза Первые переводы появились в 1962 году (книга Мышление и речь)
-
Индивидуальное развитие является результатом динамического взаимодействия между личностью и окружающими её социокультурными условиями. Выготский:Социокультурная теория индивидуального развития
-
Социокультурная теория индивидуального развития.Основные принципы
Дети конструируют знания Обучение может вести развитие за собой Зона проксимального (ближнего) развития Развитие нельзя отделить от социального контекста Центральную роль в умственном развитии играет язык и речь.
-
Социокультурная теория индивидуального развития и обучение
Нужно ставить вопросы, прямо касающиеся учащихся Структурное обучение и основные концепции: Факты лучше запоминаются при сравнении с другими фактами; от общего к частному. Нужно понять исходную точку зрения ученика Нужно адаптировать задания так, чтобы они адресовались к имеющимся предположениям учеников.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.