Содержание
-
Познавательные процессы
Учебные вопросы:
- Ощущение
- Восприятие
- Представления
- Память
- Мышление
- Речь
- Внимание
-
Психический процесс
Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма.
Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы:
- ощущение;
- восприятие;
- представление;
- воображение;
- внимание;
- память;
- мышление;
- речь.
-
Ощущения
- Ощущение — это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
- Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.
-
Виды ощущений
экстерорецептивные
- зрительные;
- обонятельные;
- вкусовые;
- слуховые;
- температурные;
- тактильные
интерорецептивные
- ощущения боли,
- ощущения равновесия;
- ощущения ускорения
проприорецептивные
- мышечно-двигательные
-
Восприятие
Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом.
-
Особенности восприятия
-
Представления
Представление — это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
-
Виды представлений
-
Память
- Память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
- Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая.
- Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
- Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала.
- Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.
-
Процессы и виды памятти
-
Характеристики памяти
свойства памяти:
- точность
- готовность
- объем
- быстрота
- длительность
-
Универсальные принципы работы механизмов памяти
- При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»).
- Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней.
- Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим.
- Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
- Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.
- Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
- Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго.
- Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением.
- Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.
- Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.
-
Мышление
Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
-
Содержание мышления
-
Речь
Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.
-
Функции и виды речи
-
Воображение
Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых
-
Внимание
Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального.
ФУНКЦИИ:
- Отбор
- Удержание
- Регуляция и контроль
-
Свойства внимания
- сосредоточенность
- устойчивость
- интенсивность
- колебания
- объем
- распределение
- переключаемость
-
Виды внимания
- непроизвольное
- произвольное
- постпроизвольное
-
Практическое занятие №1
Вопросы для обсуждения
- Этапы развития психологии
- Психическое как субъективное отражение объективного мира
- Общественное и индивидуальное сознание
- Проблема биологического и социального в природе человека
- Психические познавательные процессы
Темы докладов и рефератов
- Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока
- Состояние и развитие советской психологической науки
- Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии
- Развитие психологической науки в эпоху Возрождения
- Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию
- Основные понятия психоанализа З.Фрейда
- Развитие психологических взглядов в России
- Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова
- Ощущения как источник человеческих знаний
- Память и закономерности ее развития
-
Литература
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996
- Даниэль Лапп. Искусство помнить и забывать/Лапп Даниэль. СПб: Питер, 1995
- Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь/ М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. Минск:Хэлтон, 1998
- Ждан А.Н. История психологии от античности до современности/А.Н.Ждан.Минск, 1999
- Мироненко В.В. Популярная психология/ В.В.Мироненко. М.: Просвещение, 1990
- Психология памяти: хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.:ЧеРо, 2000
- Психология ощущений и восприятия: хрестоматия по психологии по ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. М.: ЧеРо, 1999
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.А.Рубинштейн. СПб: Питер. 1998
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.