Содержание
-
Педагог – психолог Шамрай А.В. Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в условиях перехода на ФГОС
-
В настоящее время во всех образовательных учреждениях Российской Федерации вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО)
-
ФГОС определяет точное место формам и видам психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
-
Основными ориентирами для педагогов-психологов в построении стратегии деятельности по психологическому сопровождению внедрения ФГОС можно считать два нормативно-правовых документа:
-
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.
-
2. Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП), разработанная на основе Примерной ООП основной школы, подготовленной и рекомендованной институтом стратегических исследований в образовании РАО.
-
Для педагога - психолога системообразующей целью деятельности является создание психолого -педагогических условий реализации образовательной программы .
-
Обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.
-
Основной этап преемственности: Адаптация учащихся к системному обучению и переходу в среднее звено.
-
Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
-
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.
-
Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.
-
Знание особенностей протекания кризисных периодов позволяет психологу выстроить систему своей работы и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации пятиклассников в условиях перехода на ФГОС
-
Кризис - временно усиливающиеся уязвимости и одновременно возрастание потенциала человека. Каждый процесс роста приносит в это время энергию для дальнейшего развития, а общество предлагает человеку новые и специфические возможности для реализации этой энергии. Э. Эриксон
-
Структура возрастного кризиса
-
Внутренние изменение пятиклассника чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка; негативизм моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.
-
Внешние изменения в жизни 5-классников: НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЙ РЕЖИМ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВЫЕ ПРАВИЛА
-
В психолого-педагогической работе в период адаптации пятиклассников на этапе введения ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения реализуются следующие задачи: совершенствовать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам; знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни; создавать условия для снижения тревожности.
-
Виды работ психологического сопровождения с введением новых стандартов остаются традиционными и включают в себя: профилактику, диагностику, консультирование, развивающую работу, психологическое просвещение и экспертизу.
-
. Для того чтобы отслеживать мотивацию и тревожность, а также продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД нужен мониторинг и диагностическое сопровождение адаптации.
-
Психологическая диагностика - направленная на выявление особенностей статуса пятиклассников, определение степени готовности детей к началу обучения в основном звене школы.
-
Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность, исследование интеллектуального развития.
-
Программа диагностики готовности предполагает изучение: работоспособности; характеристик интеллектуального развития ребенка, в том числе уровня понятийного мышления; степени самостоятельности в учебной деятельности; мотивации учебной деятельности; самооценки и уровня притязаний; тревожности в качестве обобщенного показателя эмоционального благополучия ребенка.
-
Диагностическое обследование готовности пятиклассников к обучению в среднем звене
-
-
-
Методика « Оценка школьной мотивации»
-
Социометрия.
Цель: Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач: а) измерение степени сплочённости – разобщённости в группе; б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звёзды, отвергнутые); в) обнаружение внутригрупповых сплочённых образований во главе с неформальными лидерами. КЛАСС: 5 б Дата обследования: 23.09.15г. Классный руководитель: Ермакова И.А. 1 круг – это так называемая «зона звёзд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов ( 5-6 выборов). (Федорова Алена-12 выборов, Еремина Дарья -10 выборов, Ермаков Данил- 7 выборов, Медведев Павел- 7 выборов). 2 круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднегопоказателя (3-4 выборов). (Баглай Иван - 5 выборов, Савин Николай- 5 выборов, Панова Варвара - 5 выборов, Ужокина Елизавета- 5 выборов, Форафонова Кристина - 5 выборов, Арсентьев Никита- 3 выбора, Иванов Антон - 3 выбора, Синицына Анна - 3 выбора, Степанова Елена - 3 выбора). 3 круг – зона пренебрегаемых, (1-2 выбора). (Ермолова Альбина -2 выбора, Петрова Дарья -2 выбора , Сюсюкалова Полина-2 выбора, Ткачева Юлия -2 выбора , Колестру Екатерина -2 выбора, Чижиков Дмитрий-2 выбора, Литвинов Алексей-2 выбора, Мыськов Никита-2 выбора, Одинцов Даниил-2 выбора, Соколова Алена -1 выбор, Сергеев Никита -1 выбор). 4 круг – зона изолированных, это те, которые не поучили ни одного очка (Васильева Полина, Чернышов Олег, Савенкова Лиана , Воронкова Ирина )
-
Психологический мониторинг рассматривается как система информационного сопровождения учебного процесса. Его необходимость обосновывается возможностями получения такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной работы, администрации и психологу
-
Схема психологического мониторинга
-
Пятый класс предполагает новый уровень учебной самоорганизации, умение самостоятельно планировать время, отводимое на выполнение домашнего задания, правильно его распределять…
-
Результаты психодиагностического обследования позволяют: определить преимущества и проблемные стороны готовности на индивидуальном и групповом уровне; определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного); сформулировать задачи по профилактике дезадаптации в основном звене; выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно - развивающих программ; провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).
-
Консультирование в рамках сопровождения 5 класса в условиях ФГОС Консультирование проводится по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей. С педагогами – по отдельным проблемам школьной дезадаптации, с родителями – по проблемам семейного воспитания и поиску ресурсов для их решения.
-
Коррекционно - развивающая работа с 5 классом в процессе адаптации в условиях перехода на ФГОС. Результаты, полученные в ходе диагностического обследования становятся основой для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных или групповых занятий с учащимися, имеющими недостаточно сформированные учебные навыки.
-
Переход обучающихся из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.