Содержание
-
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
Педагог-психолог МБОУ СОШ с.Чернава Коротких С.Н. ноябрь 2013год
-
Роль психолога в условиях введения новых образовательных стандартов
сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
-
Проблемы в деятельности педагога – психолога ОУ в условиях внедрения ФГОС
Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся начальной школы.
-
Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей младшего школьного возраста. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.
-
Цель:
Создание системы социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивости мотивации познания
-
Задачи:
Систематически отслеживать психолого-педагогический статус младшего школьника и динамику его психологического развития в процессе обучения; Способствовать обеспечению психологически комфортного климата в школьном коллективе (ученик-учитель-родители) в условиях перехода на новые образовательные стандарты; Помогать участникам образовательного процесса в решении проблем, возникающих в период реализации ФГОС;
-
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МБОУ СОШ с.Чернава
-
Формы психолого-педагогического сопровождения :
Диагностико-коррекционная работа: Изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); Формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника; Разработка рекомендаций, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
-
Психопрофилактическая работа: выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень
-
Психологическая экспертиза образовательных и учебных программ, проектов образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
-
Психологическое консультирование:помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Психологическое просвещение:приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
-
I этап –Программа «Дошкольник»
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (общая экспресс-диагностика, индивидуальная работа с обучающимися). Развивающая, психо-коррекционная работа педагога-психолога с будущими первоклассниками в курсе«Коррекция умений и навыков детей дошкольного возраста». Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников по темам
-
II этап – первичная адаптация первоклассников к школе.
-
Проводятся консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. Выступления на родительских собраниях на темы:- «Особенности развития детей 6 – 7-летнего возраста»,- «Трудности адаптационного периода первоклассников»,-«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Режим первоклассника». Проводятся групповые и индивидуальные консультации педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом,мониторинги профессиональной компетентности учителя. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми, просвещение по вопросам индивидуальных и возрастных обучающихся (выступление на заседании ШМО учителей начальных классов).
-
III этап – продолжение психолого-педагогической работы со школьниками.
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Составляется технологическая карта сформированности личностных УУД обучающихся. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики. Просвещение и консультирование педагогов. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации. Рекомендации в виде «Педагогических рецептов». Семинарские занятия с учителями начальных классов и педагогами - предметниками по преодолению психологических барьеров - ШПГ (школа психологической грамотности), анализ педагогических ситуаций, связанных с реализацией новых стандартов.
-
-
IVэтап (2 - 3 класс).Дальнейшее отслеживание УУД.Vэтап (4 класс). Сопровождение в рамках подготовки к переходу в среднее звено. Соответствие обучающегося критериям «портрета» ученика по новым стандартам.
-
Vэтап (4 класс). Сопровождение в рамках подготовки к переходу в среднее звено. Соответствие обучающегося критериям «портрета» ученика по новым стандартам.
-
-
Темы для обсуждения с педагогами и родителями:
Конфликты и пути выходы из конфликтов Индивидуальные различия детей. Особенности возраста ребенка. Регулятивные компетенции ребенка: Самоконтроль. Самоорганизация. Произвольность. Коммуникативные компетенции ребенка: Навыки общения. Умение слушать. Навыки сотрудничества. Навыки разрешения конфликтов. Навыки совместной деятельности. Толерантность. Когнитивные компетенции учащихся: (умение учиться) Работа с детьми с индивидуальными психологическими особенностями (тревожность, агрессивность, СДВГ, леворукость, медлительность) Как привлечь родителей на собрание? Формы и методы работы с родителями. Работа с диадой «ребенок - родитель» (Совместные занятия с родителями).
-
Список литературы:
Еделева Е. Г., Еременко Н. А., Шилова О. В. «Методы изучения УУД младших школьников. Методические рекомендации для педагогов- психологов и учителей начальных классов/Нижегородский институт развития образования.Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2012. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., 2001. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ.канд. пед. наук. Барнаул, 2003. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 2004. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 2000. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 2003. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 2006. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”» http://www.proshkolu.ru/user/yfnfkmzg/ http://metodsovet.su/ http://psischool.ucoz.ru/index/uchashhimsja/0-9 http://www.zavuch.info/methodlib/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.