Содержание
-
Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез
-
3 направления развития психики
- Филогенез (греч. phýlon – племя, род и греч. genésis – происхожде-ние, рождение) – развитие психики в ходе биологической эволюции
- Историогенез – развитие психики в ходе исторического развития
- Онтогенез (от греч. оn, ontos – сущее, существо) – индивиду-альное развитие организма от оплодотворения до смерти.
-
Когда и зачем нужна психика (П.Я. Гальперин)?
Ситуации, где она не нужна:
- Весь процесс обеспечивается хорошо отлаженным взаимодействием со средой (напр., дыхание, теплорегуляция)
Психика необходима:
- Новые ситуации, требующие ориентировки
-
Филогенез психики
-
Как происходит биологическая эволюция (Северцов А.Н.)?
- Наследственные приспособления к очень медленным изменениям среды:
- наследственные изменения строения животных;
- наследственные изменения поведения без изменения строения (рефлексы и инстинкты);
- Ненаследственные приспособления к сравнительно быстрым изменениям среды:
- функциональные изменения строения животных;
- изменения поведения животных «разумного» типа.
- Наследственные приспособления к очень медленным изменениям среды:
-
Врожденные формы поведения
Инстинкт – генетически заложенная форма поведения, не требующая обучения; совпадает у представителей одного вида, имеет «ключевой» пусковой раздражитель.
-
Формы получения нового опыта
Облигатное (обязательное) и факультативное (целиком необязательное) научение
-
Критерии психического
-
Гипотеза А.Н. Леонтьева
- Раздражимость. Чувствительность - способность живого существа реагировать на абиотические (сигнальные) факторы окружающей среды;
- Ощущение. Эксперименты по формированию чувствительности
-
Уровни развития психики по А.Н. Леонтьеву
- Элементарная сенсорная психика
- Перцептивная психика
- «Интеллектуальное» поведение животных
-
Д. Деннет: виды психики
- Дарвиновские создания – результат эволюции; приспособлены наилучшим образом к среде
- Скиннеровские создания – подкрепление «умных» шагов в дополнение к дарвиновскому отбору
-
Виды психики
Попперовские создания – предварительный отбор среди возможных видов поведения или действий, позволяющий отбраковывать по-настоящему глупые шаги; наличие внутренней среды (похожей на внешнюю), где можно совершать испытания
-
Грегорийские создания - получают орудия ума из окружающей среды (культуры); это позволяет улучшить как порождение гипотез, так и способы их проверки.
-
Сравнительный анализ психики животных и человека
-
Предпосылки человеческого сознания
- Выделение абстрактных отношений;
- Коллективное поведение и «социальная» структура;
- Передача коллективного опыта с между поколениями;
- Использование и изготовление орудий труда;
- Образ Я (гориллы);
- Язык (пчелы);
- Обучение языку (обезьяны).
-
Некоторые свойства человеческого языка (Ч. Хоккет)
- Знаковый характер
- Наличие грамматики
- Семантичность
- Открытость
- Перемещаемость
- Рефлексивность
- Культурная преемственность
- Дискретность
- Уклончивость
-
Качественные отличия психики человека
- Изготовление орудий с помощью орудий и сохранение орудий после использования;
- Передача опыта следующим поколениям с использованием знаков;
- Некоторые языковые отличия.
-
Историогенез психики
-
Э. Дюркгейм
3 вида (слоя) человеческой памяти
- Генетическая
- Культурная
- Индивидуальная
-
Психика в истории: социальные факты
- существуют «вне» и «до» индивида;
- обладают принудительной силой;
- приобщение посредством воспитания.
-
Культурные различия: экспериментальные данные
- Экспедиции А.Р. Лурии в Узбекистан (1931-1932). Молоток – пила – полено – топор
- Там, где жарко и сухо, хорошо растет хлопок.
- В Англии холодно и сыро; растет там хлопок или нет?
-
Культурные различия: результаты реконструкции
- Связь человека с природой;
- Связь естественного и сверхъестественного;
- Представление о пространстве и времени;
- Сопричастность.
-
Онтогенез психики
-
Кипу
-
Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский)
- Процесс присвоения социо-культурного опыта человеком.
- Орудия и знаки
- Овладение своим поведением
- Метод двойной стимуляции
- Примеры: произвольное внимание, память, моторика, понятийное мышление и др.
-
Строение и свойства ВПФ
- Опосредствованность (по составу)
- Произвольность (по характеру регуляции)
- Социальность (по про-исхождению)
- Системность (по струк-туре)
-
Параллелограмм развития
-
Этапы развития ВПФ
- Интериоризация – переход из интерпсихологического плана в интрапсихологический
- Зона ближайшего развития – различия в эффективности самостоятельного выполнения действия и с помощью взрослого
-
«Геологическая» структура психики
- «Слоистая» структура психики взрослого образованного европейца
- Гетерогенность – сосуществование частей, имеющих различное происхождение.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.